Характеристика, симптомы, лечение и коррекция корковой дизартрии


Информация носит справочный характер. Не занимайтесь самодиагностикой и самолечением. Обращайтесь ко врачу.

занятие у логопедаТермин дизартрия означает нарушение процесса артикуляции.

В 1911 году дизартрию начали разделять на центральную и периферическую. Позже советский невролог М. С. Маргулис выделил корковую, как отдельный тип.

Характеристика корковой дизартрии, отличие от подкорковой

Корковая дизартрия – это следствие расстройства работы церебральной коры головного мозга. Поражаются отдельные участки коры. Результатом становится нарушение речи. У больного теряется ритмичность речи, темпа, нарушается членораздельность. Отдельные звуки он заменяет друг другом, разделяет аффрикаты, сохраняя смысловую часть сказанного.

Корковая форма дизартрии сложно выявляется, так как ее симптомы очень похожи на моторные формы афазии. Поэтому нейролингвистический анализ при этой патологии проводится с особой тщательностью.

При корковой дизартрии страдает лишь двигательная функция речевого аппарата. Дыхание, голос сохраняются, нет слюнотечения. При подкорковой форме голос и дыхание нарушаются, часто появляется слюнотечение.

Корковая дизартрия

Причины и механизм развития нарушения

У детей корковая дизартрия развивается, как следствие перинатального поражения ЦНС, у взрослых основные причины — ЧМТ и опухоли головного мозга. Поражаются нижние участки коры, из-за чего страдает артикуляция в области мягкого неба, губ, языка, щек, глотки, челюстей.

Подкорковая дизартрия наблюдается при следующих нарушениях:

  1. Дети страдают чаще всего от перинатальных нарушений развития ЦНС. Это может быть следствием гипоксии, гемолитической болезни, инфекции, родовых травм, асфиксии новорожденного. Факторами риска считают быстрые роды, гестоз тяжелой степени, вакуум-экстракцию, использование при родах щипцов.
  2. ЧМТ. Речь идет о серьезном травмировании черепа, при котором разрушенные кости давят на мозг, закрытой травме с сильным ушибом, тяжелом сотрясении. В результате подобного поражения кора мозга сдавливается появившейся гематомой (эпидуральной или субдуральной).
  3. Инсульт. Подобное осложнение наблюдается, как при ишемическом, так и при геморрагическом инсульте. Ишемический приводит к гипоксии нейронов коры из-за нарушения кровоснабжения. При геморрагическом излившаяся кровь сдавливает ткани коры. Если не получилось быстро восстановить кровоток ответственные за артикуляцию нейроны погибают.
  4. Опухоли. Корковую дизартрию могут вызывать новообразования, которые приводят к компрессии или деструкции церебральной коры.
  5. Менингоэнцефалит. Это воспалительное заболевание, при котором поражается вещество мозга и его оболочки. Нередко к такому тяжелому осложнению приводит корь, краснуха, ОРВИ, реже – герпес. Их могут спровоцировать гнойные инфекции (абсцесс околочелюстных тканей, синусит, отит), сифилис, туберкулез. При набухании оболочек мозга сдавливаются участки коры и сосуды, которые их питают. Результатом становится нарушение функций нейронов, из-за чего страдает артикуляция.

Патогенез разнообразный. Есть два механизма развития дизартрии:

  1. Поражается передняя центральная извилина. Развивается центральный парез мимической мускулатуры, языка. Часто в этом случае речевые расстройства сочетаются с гипертонусом мышц руки.
  2. Очаг расположен в постцентральных отделах. Результатом становится сбой обработки афферентных импульсов. Именно они сигнализируют о том состоянии, в котором пребывают органы артикуляции. Из-за того, что обратная информация отсутствует, мозг не может скорректировать артикуляционные движения. Так развивается сбой программирования движений при артикуляции – артикуляционная апраксия.
Область поражения при дизартрии

Очаг поражения при разных формах дизартрии

Разновидности нарушений артикуляции

Выделяют 4 степени корковой дизартрии – начиная со стертой формы и заканчивая полной. Учитывая локализацию патологии, выделяют дизартрию:

  1. Афферентную (кинестетическую). Это результат разрушения постцентральных зон коры. Нарушается речь и движения кистей.
  2. Эфферентную (кинетическую). Это результат поражения передней центральной части коры. Страдает плавность речи, больной может выговаривать слова по слогам.

Особенности клинической картины

При корковой дизартрии отмечается нарушение темпа речи, ее ритма. Она становится медленной, резкой, нарушается автоматизм процесса. Больному буквально сложно повернуть язык, пошевелить губами. Очень типично то, что человек не может выговорить переднеязычные звуки. Это симптом нарушения работы мышц языка. Сложные для артикуляции звуки больной старается заменить, пропустить. Он начинает говорить непонятно, смазано, но содержание речи сохраняется.

При афферентной дизартрии больной пытается найти правильное положение органов артикуляции. Он говорит прерывисто, толчками. Голос становится громче. Звонкие согласные выговариваются глухо. Появляются звуки-вставки. Щелевые согласные заменяются на смычные. Больной не может точно понять, к какой части его лица произошло прикосновение.

Немой мальчикПри эфферентной дизартрии больному трудно перейти от одного звука к другому, ударные гласные и согласные в начале, а также конце слова становятся длиннее («вввверху»). Нарушается артикуляция согласных, в произношении которых участвует кончик языка (л). Некоторые звуки усредняются («т», «д» выговариваются, как «тс»). Больному трудно удержать артикуляционную позу. Характерно появление пауз внутри слов. При тяжелом развитии слово распадается на слоги.

Очень типично, что при артикуляции больной морщит лоб, высовывает язык, жмурит глаза. Часто наблюдается правосторонний гемипарез.

Диагностика

Сложнее всего диагностировать корковую дизартрию в возрасте до 2-х лет. Поводом для беспокойства должна стать низкая речевая активность.

Для диагностики потребуются такие мероприятия:

  1. Консультация невролога.
  2. Консультация логопеда.
  3. Нейровизуализация (томограмма).
  4. Люмбальная пункция (редко).

Важно исключить другие речевые расстройства. Дизартрия очень похожа на моторную алалию и дислалию. В первую очередь больному сложно произнести трудные для выговаривания звуки. Особенно сложно произнести согласные звуки. В речи появляются паузы, которые крайне напоминают заикание.

Диагностика дизартрии

Комплекс мер для устранения расстройства

Лечение будет комплексным:

  • обязательно нужно установить причину развития патологии;
  • необходима логопедическая коррекция;
  • подключается медикаментозное лечение;
  • кинезиотерапия;
  • с больным работает психолог, он осуществляет психокоррекцию;
  • физиопроцедуры, в частности массаж, помогут усилить эффективность лечения.

Упражнения и массаж

При терапии расстройств речи важно лечить саму причину расстройства. Если подойти к терапии комплексно, можно добиться успешного восстановления речевой функции. В реабилитации должны принимать участие невролог, логопед, реабилитолог, психолог.

Обязательно проводится курс лечебного массажа. Важно выбрать опытного массажиста. Он не должен прилагать большие усилия, они могут ухудшить состояние. Массируются носогубные складки, губы, мягкое небо, язык.

Полезно дуть через трубочку в воду, надувать всевозможные игрушки. Также полезно покашлять, позевать.

Чтобы укрепить общую моторику, выполняется комплекс специальных упражнений.

Медикаментозное лечение

Невролог назначит медикаментозное лечение, в которое войдут:

  1. Сосудистые препараты (улучшают кровообращение).
  2. Ноотропы (стимулируют работу мозга).
  3. Метаболические средства (улучшают обмен веществ).
  4. Витамины (улучшают общее состояние организма).
  5. Седативные (снижают возбудимость, улучшают память, внимание).

Особенности логопедической работы

Обязательный элемент коррекции – работа с логопедом.  Его задача – поставить правильное произношение звуков, довести его до автоматизма.

Для логопедической работы при подкорковой дизартрии используется комплекс методов и приемов:

  1. Подражаем. Логопед показывает больному, в каком положении должны быть речевые органы, а потом больной подражает доктору.
  2. Механическая коррекция. Логопед использует зонды. Детям такой метод не всегда по душе.
  3. Механическая постановка, подражание. Логопед придерживает зондом орган артикуляции, показывает, в каком положении должен быть язык, губы.
  4. Физиологический. Предлагается выполнить специальные упражнения, улучшающие артикуляцию.

При отсутствии комплексного лечения, реабилитации речевая функция может быть утрачена. Степень восстановления речи будет зависеть от степени поражения коры, ее этиологии, выраженности нарушений, психологического и физиологического состояния больного, его возраста.

Хуже всего лечится корковая дизартрия при ДЦП, перинатальных травмах, при депрессии, в пожилом возрасте.

Меры профилактики:

  • предупреждение осложнений во время беременности, родов;
  • предупреждение травм;
  • исключение онкогенных факторов;
  • укрепление иммунитета для борьбы с инфекцией.
Читайте ещё
Комментарии