Яктация — стоит ли бить тревогу родителям, у которых ребенок, как «маятник»


Ребенок в люлькеО феномене яктации говорят при склонности ребенка к совершению автоматических и неосознаваемых им ритмичных движений в виде раскачивания вперед-назад, либо из одной стороны в другую, производимых головой либо всем телом. При первом взгляде создается впечатление, что он пытается заявить свое решительное «нет!» невидимому собеседнику.

И это именно так, ибо яктации подвержены даже дети в возрасте, в котором речь еще недоступна. Это своеобразная, выражаемая языком тела (чаще молчаливая) форма протеста против существующего на данный момент порядка, который им не нравится.

Точнее, способ привлечь внимание взрослого, чтобы тот произвел действие, которое ребенку приятно и которого он страстно желает. Чаще всего это желание, чтобы его приласкали, взяли на руки, прижали к себе, дали грудь. Ибо он разлучен со счастьем в том виде, как он его понимает и чувствует.

Замечено, что группу риска составляют дети с тяжёлым детством (из домов ребенка либо семей, неблагополучных психологически: конфликтных, неполных, многодетных). Это случаи, когда ребенку не дают проявить свою индивидуальность, пресекая его действия строгими запретами, наказанием либо игнорированием его запросов. И ребенок выражает свое несогласие, совершая при этом нецелесообразные движения телом.

Следует отметить, что патология присуща лишь младшему детскому возрасту, а к началу обучения в школе «корни» феномена уходят глубоко в подсознание и поведение ребенка «усредняется», становясь обычным для своей возрастной категории.

яктация

Кто виноват и что происходит?

Причины возникновения феномена яктации те же, что и приводящие к сосанию пальца – потребность в большем внимании к своей персоне.

Ребенок подсознательно ощущает свою ненужность и нелюбимость пребывая еще в утробе матери, которая никак не может определиться с выбором: оставить ребенка или произвести аборт?

Страх перед смертью методом абортирования и обида на мать сохраняются в течение всей жизни, проявляясь во взрослом состоянии особенностями психики. В детском же возрасте арсенал выражения эмоций резко ограничен сначала возможностями тела, а затем зависимым от родителей положением.

Метаболизм мозга, извращенный негативными ощущениями, испытываемыми на стадии плода, приводит к отклонениям от стандартного для возраста поведения.

Неврологическая классификация подразделяет яктации на характеризующиеся:

  • качаниями;
  • биениями;
  • складыванием;
  • челночными движениями.

Виды якатации

Первая категория расстройств выражается следующей классической симптоматикой: стоя и опираясь руками на стенку манежа (кровати), ребенок раскачивает тело или голову вперед-назад либо из стороны в сторону в определённом ритме. Либо делает то же самое в сидячей позе.

В более раннем возрасте, научившись переворачиваться, ребенок раскачивает тело, многократно ритмично перекатываясь с живота на спину и наоборот, обычно не до конца, а лишь до положения на боку.

Яктация в первое полугодие жизни может происходить в позе «борцовского моста» – с раскачиванием тела, опирающегося на голову и пятки, требуя дифференциации от опистотонуса и иных видов тонических судорог.

С момента начала ползания возможно возникновение яктации с раскачиванием туловища вперед-назад в позе на четвереньках, иногда с театрально-картинным отведением в сторону одной ноги.опистотонус

Отдельного внимания заслуживают качательные движения во время сна на спине с раскачиванием из стороны в сторону (до 30 за минуту, продолжительностью до 6 часов с перерывами и с эпизодами до 12 минут). Остановленные волей родителей движения ребенка, через малое время вновь возобновившись, продолжаются в еще более интенсивном ритме.

Движения биения, как и качательные, чаще происходят в процессе сна на животе. Это внезапный резкий подъем с упором на руки с серией ударов головой о подушку лицом либо щечной областью. Серии (с числом движений от 4 до 12) могут повторяться несколько раз и прекращаются после укладывания на спину. Возникающие вследствие биения гематомы легко могут быть приняты за следы побоев.

Аналогом биений может стать производимое с частотой ритма сердца интенсивное верчение головой.

Обычно ритуал совершается молча, но предельно возбужденный ребенок может выразить себя «гневливой яктацией».

Редко встречающийся феномен «складывания» заключается в придании телу во сне формы полусложенного перочинного ножа (со значительным отклонением тела кпереди) вследствие частых присаживаний (принятия сидячей позы), чередующихся с укладываниями. Ритм движений постепенно возрастает, как и их объём.

Челночность движений заключается во вставании сонного тела на четвереньки (из положения лежа на животе) с совершением им возвратно-поступательных движений в направлении вперед-назад.

Постановка диагноза

В большом проценте случаев постановка диагноза трудностей не представляет: необходимо лишь описание поведения ребенка его родителями, наблюдение за ним самим, дифференцирование от схожей патологии.

Опытный невролог (психоневролог) с легкостью установит диагноз, в пользу которого говорят данные акушерского анамнеза и сообщенные матерью сведения о психологическом состоянии в процессе беременности.

К тому же, феномен чаще проявляется у мальчиков, обычно связан с процессом засыпания и сна (особенно с фазой, промежуточной между сном парадоксальным и синхронизированным).

Из инструментальных методов исследования распознаванию патологии способствуют данные ЭЭГ и других методов изучения активности мозга (МРТ, КТ).

О необходимости лечения

Девочка отдыхаетПоскольку яктация связана с вестибулоасимметрией и расстройством динамики возбуждения-торможения в коре головного мозга, то лечение должно производиться именно в этом направлении.

Но обычно необходимости в этом не возникает, патология нивелируется возрастом. Сложности возникают, когда ритуал переходит в стойкую психопатологию, посему наблюдение за ребенком специалистом-неврологом должно осуществляться обязательно.

Применение различных модификаций психотерапевтического воздействия (включая семейную и игровую терапию, гипносуггестивный метод) позволяют через гармонизацию внутрисемейных межличностных отношений достичь нормализации психического состояния ребёнка.

О последствиях и профилактике

Ввиду того, что достигшая школьного возраст личность пытается скрыть патологическую привычку, закрепляемую избыточным вниманием окружающих, возможно перерастание ритуала в психотический феномен с преобладанием кататонического симптомокомплекса.

К превентивным мерам относят:

  • тщательное планирование беременности;
  • устранение межличностных трений в семье и обществе;
  • «воспитание» воспитательного стиля с максимальным смягчением индивидуального подхода.

Хорошая атмосфера в семье

Совместное творческое времяпровождение и общие игры на воздухе также сослужат добрую службу в профилактике патологии.

Читайте ещё
Комментарии