Диспраксия: когда ноги — руки, руки — грабли, а мысли — пластилин


Ребенок с диспраксиейНесмотря на достаточно высокий уровень современных знаний и инновационных методик исследования, которые доступны невропатологам, диспраксия, как и ее лечение, до сих остается достаточно сложным вопросом для специалистов этой области медицинской практики.

Ибо все аспекты здоровья неразрывно связаны не только с уровнем развития общества в плане гигиеническом, но и в плане социальным.

Поэтому для иллюстрации линии: социум – дети – неврология – диспраксия полезно обратиться к знакомому всем детскому стихотворению.

Лирическое отступление с практическим смыслом

Вот его нехитрая фабула: на берегу речки, в которой плывет большой красно-синий резиновый мяч, рыдает маленькая Таня.

Отчего она столь безутешна? Ей жаль мяча? Нет, она в ужасе от самой себя.

А теперь время «заглянуть за кулисы». Ибо детский стишок умалчивает о многом.

О тощей нервной танинной матери с трясущимися руками, которая перебивается шитьем на дому. Потому что для нее выйти на службу означает потерять дом. Она вынуждена быть его сторожем, ибо муж, хоть и работает, пропивает и зарплату, и вещи из дома.девочка Таня плачет

От него, алкоголика, Таня и родилась. И хотя условием рождения ребенка было категорическое требование к будущему отцу «завязать», его очарование «зеленым змием» оказалось сильнее.

В результате, после девяти месяцев непрерывных слез матери Таня родилась, чтобы вырасти слабой и робкой девочкой в доме, где царит едва прикрытая приличием нищета, и где вопрос: что купить девочке на день рождения, вызывает панику.

Куклу? Дорого. Платье? Тем более.

И вот куплен большой нарядный, но дешевый резиной мяч. А теперь Тане страшно вернуться домой, где мать в очередной раз замахнется на нее полотенцем и назовет «безрукой».

Ибо именно Таня не смогла поймать брошенный ей детьми в игре столь «дорогой» мяч.

«Безрукая», «безногая», «ноги – как руки, а руки – как грабли». Эти и еще великое множество подобных дразнилок часто слышат в свой адрес дети, страдающие диспраксией (синдромом неуклюжего ребенка) – от детей нормальных.

Почему ноги – как руки? Они постоянно за все цепляются. А руки подобны граблям, которыми можно чертить землю, но нельзя ни ловко и крепко ухватить, ни поймать подброшенное в воздух, ни совершить сколь-нибудь тонкое действие.

Сказать, что у ребенка руки и ноги не действуют совсем, нельзя – они просто «не слушаются». По разным причинам.

По причинам, огорчающим до невозможности…

Включая причины прошлого:

  • патологическую, часто алкогольную наследственность;
  • состояние психики будущей матери, которая подвергается регулярным стрессам, приводящим к гипоксии мозга плода, а затем к рождению младенца раньше срока – на 31-36 неделе, либо позже него – на 41-42 неделе.

А также по причинам во времени настоящем. В виде напряженности психологической обстановки, окружающей растущего ребенка в семье и социуме.

Основными из которых стали:

  • прессинг родительского недовольства;
  • поддразнивание сверстников, часто всего лишь ищущих «повода поржать».

Ребенок учится читатьПоскольку страдающий диспраксией ребенок умственно отсталым не является, отсутствие видимого результата от прилагаемых телом усилий вызывает в нем глубокое до отчаяния огорчение собственной неловкостью.

Видимых им выходов из ситуации всего два: либо уединиться там, где тебя никто не найдет (в том числе, в аутизме, что и случается лет в 5-6, когда зависимость от родителей полная), либо же в отчаянии, широко раскрывая глаза, бросаться на обидчика.

У такого ребенка возникает желание мчаться туда, где опасно – но есть надежда стать «как все». Где можно изменить свой статус, заслужив славу «прущего напролом» бузотера-бунтаря-одиночки.

Самый частый финал — дети становятся любимцами публики и опекаемыми окружением забавными увальнями и хамоватыми клоунами.

Но это – позже, лет в 9-11.

Разновидности и проявления в зависимости от возраста

В детском саду основным признаком диспраксии является невозможность автоматической деятельности:

  • вербальной (речевой, оральной) – с расстановкой в должном порядке слов во фразе или при необходимости иной словесной обработки;
  • моторной (двигательной) – при действиях с вещами.

Также такой ребенок характерен:

  • постоянными падениями без причины;Не умеет завязывать шнурки
  • разведением «свинства» во время еды;
  • частой потерей вещей;
  • замешательством в порядке действий;
  • затруднениями с пересказом увиденного и с пониманием конструкции вещей;
  • путаницей с левым и правым ботинком;
  • быстрой потерей нити беседы, неспособностью выполнить одновременно сразу два требования воспитателя.

В начальных классах присоединяются признаки диспраксии офтальмологической, или глазодвигательной – неспособности к устойчивому подчинению воле направления взгляда и движений глаз. Вместо того, чтобы следовать за текстом при чтении глазами, ребенок «челночит» головой влево-вправо.

При всем своем обилии симптомы двигательных расстройств у детей сводятся всего к нескольким видам диспраксии:

  • кинетическая с невозможностью контроля движений, требующих быстрого темпа (при беге, прыжках);
  • кинестетическая — каждодневный поиск артикуляционного уклада;
  • идеативная с неспособностью, как к осмыслению действия перед практическим его совершением, так и затруднениями, испытываемыми при его выполнении;
  • выразительная с невозможностью выразить мимикой переживаемые эмоции;
  • деамбулаторная с неспособностью изменить ритм и способ передвижения (с ходьбы на пятках на ходьбу на носках);
  • конструктивная с трудностью рассчитать движение, исходя из трехмерности пространства (воспринимаемого как двухмерное).

Школьники с диспраксией отличаются затруднениями с письмом разборчивым и четким, с обучением чтению. Они устают быстрее одноклассников, хотя задания выполняют медленнее их.

При выполнении движений часто испытывают страх не справиться с «заплетающимися» руками и ногами, особенно в играх и танцах.

Любая критика со стороны вызывает у них отчаяние и уныние, снижая и без того низкую самооценку.

На перемене они одиноко стоят у окна, держась подальше от насмешек сверстников, которые способны довести страдающих диспраксией как до агрессии, так и до депрессии и пропуска занятий.

При сочетании патологии с синдромом Дауна либо Аспергера, с аутизмом либо ДЦП, речи об обучении в социуме не возникает вообще.

Диспраксические нарушения

К теплу родного очага

Что могут противопоставить родители болезни, проявляющейся в ребенке постоянной угнетенностью, избыточным упрямством в сочетании с полным непониманием направления для приложения усилий к движению, обидчивостью вкупе с застенчивостью и пугливостью до «затравленности», со сверхчувствительностью к прикосновениям?

Несмотря на знание того, что ребенок мало восприимчив к влиянию извне и, скорее всего, останется в том виде, в каком уже существует, родителям не следует опускать руки, смирившись с существующим положением вещей.

Прежде всего, следует привести в порядок… себя, максимально сосредоточившись на текущем моменте, а не на своем представлении о нем.

Семейный очагПриготовить свои руки, ум и сердце к предстоящей кропотливой и нелегкой работе. Ибо, только видя и чувствуя веру в него родителей и их готовность помочь, дитя потянется к теплу родного очага, а не уйдет на улицу, днями пропадая где-нибудь в парке.

Проявляя мягкую настойчивость и не знающее границ терпение, внимательней присмотревшись к занятиям, увлекающим и отвлекающим дитя от его беды, к его полезным пристрастиям, стоит начать всячески их поддерживать и стимулировать.

Неважно, будет ли это занятие:

  • собиранием открыток;
  • попыткой рисования, черчения или аппликации;
  • «ковырянием» в садовой земле.

Неважен даже отрицательный результат, а важен сам процесс и укрепление в ребенке в ходе него веры в свои… небезграничные, но – возможности!

Пять игр с ребенком для развития речи:

Помощь профессионала необходима

Без нее у родителей просто не хватит умения максимально подготовить чадо к будущей жизни без их помощи и заботы. Ибо жизнь родителей не вечна, с ними когда-то да придется расстаться.

Поэтому обращение за профессиональной помощью откладывать не следует.

Прежде всего, невролог исследует возможности пациента, наблюдая за выполнением простых действий вроде прыжков, ходьбы разными стилями, строительства из кубиков, копирования простейших рисунков и нанизывания крупных бус. Ибо необходимо отдифференцировать диспраксию от иной сходной неврологической патологии.

Далее составляется программа коррекции наиболее выраженной патологии:Коррекция развития ребенка

  • мышления – с целью его систематизации и организации;
  • речи – позволяющая предотвратить как задержку развития речи, так и ухудшение качества речи уже имеющейся;
  • движений – с обучением сложному движению путем его первоначального «рассечения» на отдельные «куски» – мини-движения с последующим объединением в законченный жест.

В воплощении этой программы в жизнь неоценимым является вклад в процесс реабилитации логопеда, офтальмолога, школьного психолога.

С видом на грядущее

Будущее ребенка-диспрактика зависит от степени его подготовленности к самостоятельной жизни, как благодаря самоотверженной родительской любви и терпению, так и благодаря самому непосредственному участию в его судьбе детского невролога и врачей других специальностей.

При незначительной выраженности состояния отдельные его проявления удается значительно сгладить.

В случае же «необучаемости» пациента ввиду глубоко зашедшей патологии, либо ее сочетания с другим заболеванием, а также позднего обращения за неврологической помощью ребенок остается таковым на всю предстоящую ему жизнь – неуклюжим, подверженным сомнениям в собственной ценности и влиянию чужого мнения.

Читайте ещё
Комментарии