Про детский церебральный паралич подробно и доступно


Информация носит справочный характер. Не занимайтесь самодиагностикой и самолечением. Обращайтесь ко врачу.

детский церебральный параличДЦП (детский церебральный паралич — расшифровка) — это совокупность нарушений, которые развиваются в момент родов или в пост — родовой период в связи с повреждением структур головного мозга, и характеризуются двигательными расстройствами и нарушениями психики.

Данная патология не является врождённой. Заболевания, которые объединяет патология, не прогрессируют, однако некоторым признакам свойственно со временем проявляться в наибольшей степени.

ДЦП приводит к инвалидности в связи с существенными неврологическими нарушениями и мышечными контрактурами, которые препятствуют нормальной социальной и трудовой адаптации. В классификации болезней МКБ-10 ДЦП стоит под кодом G80.

Патогенез нарушения

Изменения в нервной системе происходят по причине гипоксии и метаболических расстройств, которые оказывают непосредственное влияние на развитие и работу мозга.

Степень выраженности структурных дефектов мозга определяется разнообразием вредных факторов и периодом их действия. У 30% деток с этим диагнозом присутствуют такие патологии мозга, как микрополигирия, пахигирия, порэнцефалия, агенезия мозолистого тела, которые являются следствием поражения мозга в ранний период эмбрионального развития.

Во многих случаях наблюдаются очаговые аномалии — атрофический лобарный склероз, атрофия клеток базальных ганглиев и зрительного бугра, гипофиза и мозжечка.ДЦП у ребенка

Это нарушение характеризуется значительной локализованной атрофией лобной доли, дефицитом развития коры головного мозга, среднего мозга.

Вследствие поражения базальных ганглиев и зрительного бугра образуется разрастание миелиновых волокон с кольцеобразным расположением около сосудов.

В мозжечке при этом выявляется недостаточная миелинизация проводящих путей и изменение нервных клеток.

Почему возникает болезнь?

Главный фактор, определяющий возникновение ДЦП — это повреждение или недостаточное развитие одной из зон головного мозга. Выделяют более 100 причин, почему рождаются дети с ДЦП. Их принято классифицировать по группам:

  • причины, связанные с протеканием беременности;
  • причины, связанные с моментом рождения;
  • причины, связанные с периодом адаптации новорожденного к условиям окружающей среды в первый месяц жизни.

Как показывает практика, почти половина младенцев с таким диагнозом рождаются недоношенными. Такие детки очень уязвимы из-за недоразвития органов и жизненно-важных систем.

Наиболее распространёнными факторами риска считаются:

  • большой размер ребёнка;
  • неправильное предлежание плода;
  • узкий таз женщины;
  • досрочное отслоение плаценты;
  • резус-конфликт;
  • искусственная стимуляция родового процесса;
  • ускорение родов с использованием метода прокалывания околоплодного пузыря.

причины ДЦП

В постнатальный период причинами поражения ЦНС могут послужить:

  • тяжёлые инфекции — острый герпес, менингит, энцефалит;
  • свинцовая интоксикация;
  • травмы головы;
  • кислородное голодание мозга вследствие закупорки дыхательных путей.

Разновидности и стадии ДЦП

Детские церебральные параличи бывают разные в зависимости от зоны поражения мозга. Выделяют следующие формы ДЦП:

  1. Спастическая диплегия. Поражается часть мозга, отвечающая за двигательную активность рук и ног. Характеризуется полным или частичным параличом конечностей.
  2. Двойная гемиплегия. Поражаются оба полушария мозга, что способствует повышению мышечного тонуса. Это самая тяжёлая форма заболевания. Детки с таким диагнозом не могут двигаться, садиться, стоять и даже держать головку.
  3. Гемипаретическая форма. Поражается одно полушарие мозга с корковыми и подкорковыми структурами. Сопровождается мышечным односторонним параличом.
  4. Гиперкинетическая форма. Поражаются подкорковые структуры. При этом возникают непроизвольные движения. Такая форма зачастую сочетается со спастической диплегией.
  5. Атонически-астатическая форма. Поражается мозжечок. Проявляется в нарушении координации движений и мышечной атонии.

Формы ДЦП

Также принято различать несколько стадий течения заболевания:

  • ранняя — до полу — года;
  • начальная хронически-резидуальная — до двух лет;
  • конечная резидуальная — от двух до четырёх лет и старше.
В конечной резидуальной стадии определяют I степень, при которой дети овладевают навыками самообслуживания, и II степень — некурбельную, с глубокими нарушениями психики и двигательной деятельности.

Клиническая картина

Во многих случаях признаки ДЦП у новорожденных заметны сразу же после появления малыша на свет, но иногда симптомы проявляются постепенно и в данной ситуации очень важно распознать их.

Основными признаками являются:

  • расстройство двигательной активности — малыш долго не держит головку, не переворачивается, не ползает и не ходит;
  • рефлексы грудного периода сохраняются продолжительное время;
  • мышечный тонус повышен или наоборот, понижен, вследствие чего руки и ноги принимают неестественно-вынужденные положения;
  • наличие судорожных припадков;
  • нарушения работы органов зрения и слуха, а также речи;
  • дезориентация в окружающем пространстве;
  • отставание в психическом и эмоциональном развитии;
  • расстройство работы органов ЖКТ и мочевыводящих путей.

Несмотря на то, что в раннем периоде диагностировать ДЦП бывает довольно сложно, крайне важно безотлагательно обратиться к специалисту при обнаружении таких признаков:

  • в месячном возрасте отсутствует рефлекс моргания в ответ на звуковой раздражитель;проявления церебрального паралича
  • в четырёхмесячном возрасте ребёнок не поворачивает головку на звук;
  • в этом же возрасте ребёнок не тянет ручки к игрушкам;
  • в семимесячном возрасте малыш не может сидеть самостоятельно;
  • в год ребёнок не произносит первых слов и не ходит;
  • ребёнок задействует только одну руку;
  • наличие приступов судорог;
  • движения заторможенные или напротив, резкие;
  • выраженное косоглазие.

Постановка диагноза

ДЦП можно не выявить в первое время после рождения ребёнка, поэтому требуется проходить систематические обследования для своевременной постановки диагноза.

Точный окончательный диагноз ставится только к концу второго года жизни при наличии выраженных двигательных нарушений, т. к. в раннем возрасте они могут носить быть преходящими. Цель диагностики состоит в наблюдении за отклонениями в физическом и психическом развитии ребёнка.

Комплексная диагностика проводится на основании таких методов:

  • магнитно-резонансная томография;
  • компьютерная томография;
  • УЗИ головного мозга;
  • сбор анамнеза на предмет перенесённых ребёнком и матерью болезней, протекания беременности;
  • физический осмотр для оценки состояния слуха, зрения, мышечного тонуса, рефлексов;
  • анализы и тесты на развитие — определяют скрытую форму патологии;
  • дополнительное обследование для выявления сопутствующих заболеваний.

Также необходимо дифференцировать ДЦП от наследственных заболеваний, хромосомных синдромов, опухолей, затрагивающих нервную систему, нейроинфекций.

Комплекс терапевтических мер

Лечение ДЦП проводится с момента постановки диагноза до конца жизни больного. Первостепенная цель терапии заключается в поддержании и восстановлении всех нарушенных функций.

мануальная терапияВ дошкольном возрасте очень важно приложить максимальные усилия для того, чтобы реабилитировать ребёнка. Важность процесса реабилитации при ДЦП связана с тем, что в процессе активного развития мозга, выполнение утраченных и нарушенных функций могут взять на себя здоровые отделы.

Лечение в данном случае будет носить симптоматический характер. Основные методы будут направлены на то, чтобы по — максимуму развить доступные для конкретного больного двигательные навыки.

Комплексное лечение основывается на следующих принципах:

  1. Наиболее действенным признаётся метод мануальной терапии. Такой способ направлен на приведение в норму мышечный тонус. Массаж оказывает благоприятное воздействие, процедуры помогают улучшить кровообращение и лимфоток, активизировать метаболические процессы в тканях и работу внутренних органов. При массаже происходит расслабление спастических мышц и стимуляция ослабленных мышц.
  2. Лечебная гимнастика способствует улучшению координации движений. Занятия должны быть регулярными и проводиться на протяжении всей жизни больного , только в этом случае она будет давать положительные результаты. Также благоприятного эффекта можно добиться при помощи занятий на специальном тренажёре.
  3. Физиотерапия заключается в таких процедурах как миостимуляция и электрофорез. Также действенным методом считается электрофлексотерапия. Все методы физиотерапевтического лечения направлены на улучшение мышечного тонуса, улучшение координации движений, формирование правильной речи и дикции. Однако стоит помнить, что такое лечение противопоказано при наличии судорожных приступов.
  4. Медикаментозное лечение проводится с целью стимуляции мозговой деятельности, улучшения процесса обмена веществ в мозге и мышечных тканях, нормализации внутричерепного давления, снижения нервно-рефлекторной возбудимости и улучшения психического развития ребёнка. Среди назначаемых препаратов можно выделить: Церебролизин, Аминалон; Пиридитол, Пирогенал, витамин В12, глутаминовая кислота.
  5. Хирургическое лечение представляет собой операцию на головном мозге. Такие операции необходимы для улучшения двигательной активности в случае необратимого процесса ограниченности подвижности в суставах. В результате хирургических манипуляций разрушаются структуры мозга, провоцирующих неврологические расстройства, среди которых: повышенный мышечный тонус, патологическая двигательная активность ног и рук, непроизвольные движения.
  6. Занятия с логопедом проводится с целью развития и коррекции слухового и зрительного восприятия, а также речеслухового и речедвигательного анализаторов. Программа занятий выстраивается с учётом возрастных особенностей, тяжести поражения артикуляционного аппарата, стадии задержки доречевого и речевого развития, психических и умственных особенностей, а также общего физического состояния организма.иппотерапия
  7. К нетрадиционным, но очень эффективным методам лечения можно отнести иппотерапию. Иппотерапия — это метод лечебной верховой езды. В данном случае положительный результат достигается благодаря стимуляции развития дыхательных рефлексов. Когда ребёнок сидит верхом на лошади, происходит формирование правильной осанки, а также вырабатывается навык удерживания равновесия. Также этот метод способствует тренировке и укреплению мускулатуры, устранению её непропорциональность, регулировке мышечного тонуса, увеличению объёма двигательной активности в суставах.
  8. Также к нетрадиционным методам можно отнести бальнеотерапию, акватерапию, грезетерапию.

Очень часто в надежде вернуть своему ребёнку здоровье родители обращаются к непроверенным способам лечения. Известны случаи, когда использовались методики голодания или фитотерапии, т. е. лечения травами. Фитотерапия, как правило, проводится посредством обёртывания, принятия травяных ванн и употребления лекарственных настоек.

Прежде чем обратиться к нетрадиционным методам лечения, следует помнить, что ребёнок с таким диагнозом, как ДЦП нуждается в квалифицированном лечении, которое подбирается специалистом индивидуально для каждого отдельного случая. Лечение должно проходить только под строгим контролем лечащего врача.

Вспомогательные приспособления

Специальные приспособления ребёнку с детским церебральным параличом необходимы во всех сферах жизнедеятельности. Их существует огромное множество, но к самым необходимым можно отнести такие:

  1. Инвалидное кресло. Используется для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, которые не могут передвигаться без посторонней помощи.Ходунки для детей с ДЦП
  2. Ходунки для детей с ДЦП помогают удерживать равновесие ребёнку, который может сам ходить.
  3. Вертикализатор. Приспособление для удерживания вертикального положения.
  4. Сиденье. Представляет собой вид кресла, оснащённого специальными ремнями, которые помогают сохранять правильное положение тела.
  5. Стол и стул. Специально оборудованные предметы мебели, которые также позволяют удерживать нужное положение.
  6. Велосипед для детей с ДЦП имеет три колеса. Благодаря «езде» на таком велосипеде происходит расслабление и укрепление мышц, а также развитие моторики ног.
  7. Тренажёр. Также используется для укрепления мышц.
  8. Кресло-сиденье для ванной. Вспомогательное приспособления для купания ребёнка.
  9. Кресло-туалет. Кресло со съёмным устройством.
  10. Ортез. Корректирует положение суставов и помогает в выработке навыков правильных движений.

Прогноз неутешителен, но…

ДЦП на сегодняшний день не лечится. Но такой диагноз — не приговор. При правильно подобранной тактике лечения, регулярных занятиях лечебной физкультурой можно добиться максимальной адаптации ребёнка к нормальной жизни.

При незначительных повреждениях психической деятельности такие детки могут вести практически полноценную жизнь наравне со здоровыми детьми.

В зависимости от степени поражения мозга, своевременно поставленного диагноза и при правильном успешном лечении, заболевание может минимально отражаться на жизни малыша.

Если интеллект не нарушен, дети с такой патологией проходят обучение в обыкновенных школах, осваивают профессии, достигают успехов в спорте и других видах деятельности.

ребенок в паркеЧто касается инвалидности, категория присваивается при наличии у ребёнка определённых ограничений в жизнедеятельности, которые определяют необходимость в социальной помощи и защите.

Для того чтобы снизить риск развития данного нарушения у ребёнка, во время беременности требуется систематически проходить комплексное обследование. Также необходимо встать на учёт не позднее третьего месяца беременности.

Очень важно придерживаться здорового образа жизни, который предполагает отказ от вредных привычек, правильное полноценное питание, употребление необходимых витаминов, полноценный сон, прогулки на свежем воздухе.

При возникновении инфекционных заболеваний нужно проводить своевременное лечение.

Читайте ещё
Комментарии