Брадифрения и другие расстройства интеллекта


Информация носит справочный характер. Не занимайтесь самодиагностикой и самолечением. Обращайтесь ко врачу.

Разрушение мышленияИнтеллект – это важнейшее качество человека, которое выражается в его способности к познанию и решению различных вопросов и проблем.

Эту категорию нельзя ограничить таким узким определением: интеллект включает в себя запас слов, эрудицию, умение адаптироваться к реалиям окружающей среды, способность применять полученные знания на практике, а его нарушение отображается на деятельности человека, которая при таких условиях не может быть полноценной.

Важность интеллекта и проблема его расстройства

Интеллектом называют психическое качество человека, которое выражается в способности познавать, осмыслять и решать поставленные задачи. Поскольку это понятие подразумевает постоянное обретение новых знаний и навыков, считается, что развить уровень интеллекта – это вполне вероятно. Важными качествами этой категории, которой обладает каждая личность, являются любопытство, гибкость ума, широта мышления.

Если уровень развития интеллектуальных способностей в определенном возрасте недостаточен, то речь идет о нарушении. В таких случаях говорят о врожденном или приобретенном слабоумии. Первое расстройство называют олигофренией, второе – деменцией.

Так называемая «атрофия разума» — это психиатрический синдром, при котором индивидуум теряет способность осознавать причинно-следственные связи происходящего с ним и вокруг него, делать умозаключения, формировать суждения о событиях и волнующих происшествиях, чувствах, ощущениях.

Нарушение интеллекта

Причины патологических процессов

Как было упомянуто выше, выделяют врожденное и приобретенное нарушение интеллекта. Каждый вид патологии имеет предпосылки для своего развития.

Олигофрения или врожденное слабоумие — состояние психического недоразвития. Причинами для ее развития являются факторы, влияющие на процесс созревания мозга ребенка. К ним следует отнести следующие патологии:

  • вирусный энцефалит;
  • дегенеративные патологии головного мозга;
  • хроническая гидроцефалия;
    Микроцефал

    Микроцефал

  • нарушения функционирования эндокринной системы;
  • дефицит витамина В12;
  • микроцефалия;
  • врожденные инфекции (герпес);
  • негативное действие на плод в период внутриутробного развития определенных факторов (прием некоторых лекарственных средств, злоупотребление алкоголем, наличие сахарного диабета у матери, радиоактивное и рентгеновское излучение);
  • длительная гипоксия плода;
  • повреждения мозга, возникшие в процессе родов.

Деменция (приобретенное в зрелом возрасте слабоумие) — это снижение познавательной деятельности человека и утрата знаний и навыков, приобретенных им ранее. Провоцирующими факторами в данном случае становятся:

Виды расстройств интеллекта

Нарушение интеллектуального развития у детей возможно в силу следующих факторов:

  • генные и хромосомные аномалии (синдром Дауна, синдром Ретта, синдром Альфи);
  • преждевременные роды;Ребенок-олигофрен
  • родовая травма головы;
  • несовместимость ребенка и матери по резус-фактору;
  • бактериально-вирусные поражения мозга в раннем детстве;
  • энцефалит;
  • менингит.

Клиническая картина

Для всех интеллектуальных нарушений характерна общая клиника и симптоматика:

  • ухудшение памяти, восприятия, внимания, мышления, речи;
  • слабость суждений;
  • неспособность к обобщению;
  • безынициативность;
  • интеллектуальная бездеятельность;
  • пассивность;
  • заниженная самооценка;
  • агрессивность;
  • ограниченный лексикон;
  • слабость познавательных интересов;
  • отсутствие привычки к самоконтролю;
  • проблемы с логическим мышлением;
  • узость кругозора;
  • примитивность интересов;
  • трудности в процессе приобретения новых знаний и восприятия информации;
  • неспособность анализировать материалы и текущую ситуацию;
  • трудность переключения внимания с одного предмета на другой;
  • такие черты характера, как мстительность, придирчивость, педантизм;
  • эмоциональное оскуднение вплоть до тупости;
  • уменьшение объема реагирования, который сводится к физиологическим потребностям;
  • аутизм;
  • отсутствие и непонимание речи;
  • бездеятельность и непродуктивность.
Ребенок аутист

Ребенок аутист

В зависимости от разновидности интеллектуальной атрофии, те или иные симптомы преобладают, а остальные не наблюдаются вообще или имеют менее выраженный характер.

В частности, для детей-аутистов характерна брадифрения с преобладанием депрессивной клиники и интеллектуальных нарушений в той или иной степени.

Коррекция состояния взрослых пациентов

Основная задача при лечении нарушений интеллекта – устранить причины обратимого характера, которые повлияли на развитие патологии, а также обеспечить больному поддержку и симптоматическую терапию в случае врожденной патологии.

Устранение факторов риска – борьба с заболеваниями и патологиями, которые спровоцировали слабоумие. Так, если причиной нарушений умственной деятельности человека стали опухолевые процессы мозга, ему показано хирургическое лечение, лучевая терапия и прием химиопрепаратов. Если нарушение интеллекта спровоцировали болезни эндокринной системы больному показан прием гормонов.

В большинстве случае пациентам с нарушениями мыслительной способности рекомендуют прием препаратов, которые улучшают циркуляцию крови в сосудах головного мозга. Также при подобных отклонениях показано применение витаминных комплексов, антиоксидантов, нейролептиков.

Средства, не относящиеся к классическим методам лечения, также очень важны – как для взрослых пациентов, так и для детей. Речь идет о том, чтобы окружить человека заботой, а также обезопасить и облегчить его существование. Для этого следует:Деменция

  • подготовить и развесить на стены плакаты с распорядком дня, предметами, названия и назначения которых больной должен вспомнить;
  • постепенно вовлекать человека со слабоумием в домашние дела, которые на требуют особых умственных и физических усилий, приобщать его к занятиям спортом, прогулкам, совместному семейному отдыху;
  • говорить с больным, объяснять ему те вещи, которые здоровому человеку кажутся очевидными;
  • обеспечить безопасность человека с нарушенным интеллектом: оборудовать жилое помещение таким образом, чтобы ничто не угрожало его жизни и здоровью, предотвратить возможность вождения автомобиля больным.

Чем помочь ребенку?

Если расстройства интеллекта наблюдаются у ребенка, то требуются методы специфического обучения и социальной адаптации – олигофренопедагогики.

При вмешательстве в течение заболевания в раннем детстве возможно снизить степень потери трудоспособности вследствие нарушений интеллекта.

В целях коррекции состояния детей с нарушением интеллекта требуется разработка индивидуальной программы в каждом конкретном случае, которая подразумевает цельное обучение и воспитание ребенка. В лечении ребенка с отклонениями в умственном развитии принимают участие следующие специалисты:

  • физические терапевты;
  • неврологи;
  • педиатры;
  • ортопеды;
  • социальные работники;
  • специалисты по трудотерапии;
  • дефектологи;
  • диетологи.

Олигофренопедагогическое лечение предполагает развитие у ребенка практических способностей, которые необходимы в быту. Важно поддерживать успехи, достигнутые больным при обучении, каждодневное поощрение.

Олигофренопедагогическое лечение

В ходе коррекции могут использоваться медикаментозные седативные препараты для подавления выраженной агрессии или гиперактивности.

Прогноз при нарушениях интеллекта у взрослых и детей неоднозначен и зависит от ряда факторов. Последствия также носят индивидуальный характер, поэтому составить общую картину таких критериев невозможно.

Если расстройство объективно имеет обратимый характер, то прогноз достаточно положителен: в этом случае изменения поддаются коррекции и, при условии своевременного и правильного лечения, ситуация может измениться в лучшую сторону. При необратимых тяжелых расстройствах вернуть способность мыслить, рассуждать и делать выводы, а также оценивать ситуации, невозможно.

Превентивные мероприятия

Чтобы предупредить развитие когнитивных расстройств рекомендуется уже с молодого возраста решать и выполнять логические и интеллектуальные задачи, расширять кругозор, интересоваться всем происходящим вокруг и касающимся различных сфер жизни.

Следует избегать стрессовых и депрессивных состояний, постоянно повышать как физическую, так и умственную активность.

Еще одна важная профилактическая мера – своевременное лечение заболеваний внутренних органов и систем, поскольку многие из них способны вызвать расстройства интеллекта.

Нарушения интеллекта делают жизнь человека неполноценной, он утрачивает способность мыслить, анализировать, делать выводы. В результате он теряет интерес ко всему, не воспринимает информацию и новые знания. Если этот процесс обратим, то с помощью лечения возможно скорректировать данное состояние. Если же он имеет необратимый характер, то человека нельзя обучить чему-либо или вернуть к нормальной жизнедеятельности.

Читайте ещё
Комментарии