Песочная терапия — лепка и рисование песком для детей и взрослых, обучение сэндплей


пескотерапияПесочная терапия или сэндплей (от английского слова sandplay, что в переводе означает «игра в песке») – эффективный и удивительный метод психологической помощи как детям, так и взрослым. Методика позволяет решить многие психологические проблемы.

В результате пескотерапии человек может наглядно выразить свои внутренние переживания, которые находятся в глубине души. Благодаря тому, что в процессе все проблемы выходят наружу, специалистам легче помочь человеку справиться с расстройствами.

В процессе работы каждому участнику предоставляется возможность разрушить композицию из песка и создать новую или реконструировать старую. Благодаря этому создается определенный ритуал.

Все композиции создаются постепенно, сразу прослеживается последовательность определенных циклов жизни, а также их динамика. Специалисты, работая над психическими расстройствами, которые уходят корнями в детство, применяют зрительный образ.

Общее понятие о методике

Как и другая учебная дисциплина, направленная на всестороннее изучение личности, терапия песком имеет свои принципы:

  1. Необходимо создать естественную мотивационную среду, в которой дошкольник или взрослый будет ощущатьсэндплей комфорт, что позволит ему проявить творческую активность. В ходе занятий педагог должен подобрать задание, чтобы оно соответствовало возможностям ребенка или взрослого. По окончанию работы нельзя негативно отзываться об результате, рекомендуется поощрять фантазию.
  2. Преимущественный принцип заключается в реабилитации психологического состояния пациента. Это достигается с помощью выполнения самых элементарных заданий, игр и упражнений на песке. В процессе занятий с ребенком воссоздается масса фигурок, картинок, которые помогают понять и раскрыть душевные переживания, чувства, тревоги.

Песочная арт терапия имеет отличительные черты:

  • ненавязчивость метода;
  • вероятность создания неожиданных образов;
  • непродолжительность существования типов.

Опытный педагог на основании проведенных занятий может увидеть проблему и найти пути ее устранения.

Становление метода, история развития

В основе песочной терапии лежит юнгианский аналитический подход, на основании которого предполагается использование в работе содержания бессознательного в символах. Именно символы считаются началом развития и внутреннего побуждения к действию.

Шарлотта Бюлер в 40-х годах разработала «Текст мира» или «Erica метод». В Швеции данная методика используется в качестве исследовательского инструмента в детской педиатрии.

Чуть позже, в Швейцарии, Маргарет Ловенфельд разработала свою методику на основании «Техники мира». Она также с успехом применялась на уроках в работе с малышами.

Терапевтический метод принадлежит Доре М.Калфф, швейцарке. Сэндплей, как он был назван, изначально был разработан и использовался только для занятий с детьми. Спустя несколько лет стал применяться на занятиях в работе со взрослыми.

Известные психотерапевты, такие как Эрик Эриксон и Анна Фрейд, с успехом использовали в работе с детьми различные игрушки.

Истоки песочной терапии

Кому полезна и кому помогает пескотерапия

Песочная арт-терапия одинаково полезна, как для детей дошкольного возраста и подростков, так и для взрослых.

Кто особо нуждается:

  • работа с песком будет полезна детям, имеющим затруднения в коммуникации;
  • пациентам с неустойчивым эмоциональным фоном;
  • помогает корректировать замкнутость, конфликтность, тревожность;
  • способствуют поднятию самооценки.

В детском возрасте занятия необходимы для оптимизации психического развития.

Польза для детей и взрослых:

  • развивает образное мышление, помогает фантазировать;
  • лепка и рисование песком способствует снижению эмоционального перенапряжения;
  • развивает речевой аппарат;
  • поднимает настроение.

В процессе творческой работы улучшается память, образное мышление, произвольное и непроизвольное внимание, формируются коммуникативные навыки, ребенок учится моделировать закономерности окружающего мира. Терапия способствует развитию мелкой моторики рук. Полезна эмоциональным личностям, так как помогает успокоиться.

Польза терапии в юнгианской песочнице

Из опыта работы можно судить о том, что юнгианская песочница дает следующий результат:

  • учащиеся с интересом посещают занятия по логопедии;
  • во время проведения уроков нет места унынию;
  • отсутствует монотонность;
  • человек чувствует себя успешным и нужным обществу.

Занятия в песочнице помогают:

  • пополнить словарный запас;
  • развить звукопроизношение;
  • освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
  • развить мелкую моторику;
  • способствует развитию связной речи;
  • установить лексико-грамматические связи.

Игры с песком помогают педагогу решить сложные коррекционно-развивающие задачи. Особую пользу приносят занятия для детей с нарушением речи.

Какое оборудование используется

В песочной терапии используются:

  • юнгианская песочница и/или деревянный стол стандартных размеров 50х70х8 см.;
  • вода;
  • мелкий песок (обычный, кинетический);
  • набор разнообразных фигурок.
стол для песочной терапии

Стол с подсветкой для песочной терапии

Как сделать стол для песочной терапии своими руками:

Борта и дно песочницы окрашены в голубой цвет, благодаря чему предоставляется возможность моделирования воды и неба.

Набор разнообразных фигурок включает многочисленные объекты, которые можно встретить в природе. Фигурки бывают реальными и мифологическими, придуманными человеком и созданные природой, красивые и ужасные. В изготовлении присутствуют натуральные материалы, что позволяет сблизиться с природой. Терапевт, подбирая коллекцию для проведения песочной терапии, должен проявить творчество, индивидуальность.

Песочная терапия в работе психолога

Шелковистые песчинки воздействуют на биологически активные точки на пальцах, массируют их. Малыш успокаивается, раскрепощается. В этом немаловажную роль играет ощущение сыпучей фактуры. Занятия способствуют развитию мелкой моторики, речи, общему развитию.

Занятия с дошкольниками: игра и рисование песком

Применение песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста помогает выявить скрытые и очевидные проблемы. Замкнутый дошкольник становится раскрепощенным, в процессе работы он уже может выражать свои эмоции и чувства. Агрессивный малыш выплескивает все свои негативные эмоции на песок, тем самым успокаивает нервную систему.

Целью песочной терапии является психопрофилактика и психодиагностика. Посещая кружок рисования песком, дошкольник учится находить общий язык не только с ровесниками, но и со взрослыми, может установить социальные связи.

Разработки для детей:

  1. Реализация воображаемого. Посредством игры с песком ребята могут воплотить свои фантазии, переживания, сюжеты из мультфильмов, сказок и книг. Песочница помогает воссоздать героев в привычной им обстановке: ребятам под силу создать интерьер со всеми декорациями.
  2. Понимание реальности. Практически все дети страдают от внутреннего переживания, напряжения. Родители не всегда могут дать субъективную оценку такому поведению. Песочница помогает раскрыть проблемы: маленькие и большие. В процессе проработки происходит гармонизация внутреннего мира дошкольника.
  3. Установка позитивных связей. В процессе работы педагог с ребенком обмениваются знаниями, чувствами. Малыши с большим доверием начинают относиться ко взрослым.

В ходе занятий оживает абстрактная символика, дети напрямую сталкиваются с реальностью. В методике отсутствуют правила. И это, пожалуй, самое главное.

Рисование песком для детей включает 3 стадии:

  • хаос (I стадия);
  • борьба (II стадия);
  • разрешение конфликта (III стадия).

рисование пескомКак только ребенок приступает к творчеству, он одновременно хватается за множество игрушек, расставляет их в хаотичном порядке, смешивает с песком. Наличие таких действий на первой стадии объясняет такие состояния внутреннего мира малыша, как страх, наличие тревоги, смятение. Наблюдается недостаточная позитивность внутренней динамики. В ходе первого этапа дошкольник/подросток постепенно освобождается от своего внутреннего тревожного состояния.

Вторая стадия чаще наблюдается у сложных детей. Они переносят в песочницу свои обиды, агрессию, недомогания, конфликты. С помощью фигурок дети выплескивают свои негативные эмоции. В это время можно наблюдать настоящую войну миров: ребенок сталкивает фигурки между собой, заставляет их конфликтовать. В процессе занятий малыш находит все же главного героя, который помогает расставить все «точки над и» и наводит порядок.

Третья стадия позволяет наблюдать благополучное разрешение конфликтных ситуаций.

Во время перебирания песка и взрослые, и дети высвобождают плохую энергию, происходит самоисцеление, которое заложено в психике человека.

Занятия с подростками и взрослыми

В песочной терапии подростки нуждаются не меньше, чем дети дошкольного и младшего школьного возраста. Кроме того, что занятия способствуют личностному и творческому развитию, их целью является разрешение вспыхнувших психологических проблем.

Подростки не могут найти общий язык с родителями, отсутствует взаимопонимание со сверстниками. Многие страдают от неудовлетворенности своей внешностью, часто «уходят» в себя и страдают в одиночестве или, наоборот, ведут себя довольно агрессивно.

Очень редко удается вывести подростка на откровенный разговор, так как они стесняются поделиться своими переживаниями. Вследствие эмоциональной перегрузки ребята могут совершить что угодно.

Но выход есть. В работе с детьми рекомендуют использовать сэндплей.

Польза занятий для подростков:

  • помогают рассмотреть положение дел с другой стороны;
  • творческое самовыражение помогает преодолеть негативные эмоции;
  • ребята в корне меняют отношение к себе, по-другому смотрят на прошлое и настоящее.

Занятия снижают уровень тревожности, повышают самооценку, развивают более позитивную Я-позицию.

При первом знакомстве работа взрослым людям с песком не назначается. Исключение составляет только тот случай, когда взрослый целенаправленно направлен для проведение занятий.

Пескотерапия показана взрослым людям, если:

  • взрослые не могут выразить словами свои чувства и переживания;
  • есть наличие психологической травмы;
  • пациенты ограничены в выплеске чувств и эмоций;
  • психологическое восприятие возраста как неизбежность;
  • если человек колеблется в принятии решений.

К проведению песочной терапии имеются свои противопоказания.

Ограничения для работы с песком

Противопоказания:

Прежде чем приступить к занятиям, рекомендуется выяснить наличие или отсутствие аллергических проявлений на мелкие частицы и пыль.
Читайте ещё
Комментарии