Нейропсихологическая диагностика и коррекция в неврологической практике


нейропсихологическая коррекцияПсихолог сегодня считается одним из самых необходимых и незаменимых специалистов на предприятиях и в детских учреждениях. Его квалифицированная помощь может понадобиться в том случае, когда существует надобность в уточнении каких-либо диагностических вещей.

Конечно, поставить грамотный медицинский диагноз психологи не в силах, однако выявить первичные отростки проблемы они могут.

Чаще всего работа специалиста заключается в выявлении нарушений в области высших психических функций человека. Именно по этой причине считается, что нейропсихологическая диагностика играет важную роль в жизни каждого человека.

Что представляет собой диагностика данного типа

Нейропсихологическая диагностика представляет собой определенные исследования, которые направлены на тщательное изучение психических процессов. Такая диагностика может быть рекомендована для проведения, как в детском, так и во взрослом возрасте.

Обычно для проведения диагностики используются различные диагностические тесты и упражнения, которые дают возможность изучить состояние памяти, внимания, мышления, речи, восприятия и других психических процессов.работа мозга

Показаниями к проведению нейропсихологической диагностики и у детей и взрослых могут быть следующие:

Нейропсихологическое исследование позволяет установить наличие следующих отклонений:

  • изменения в высших психических функциях человека;
  • оценка полученных повреждений;
  • развитие сенсорной афазии;
  • нарушения в нейродинамических компонентах;
  • определение ключевых моментов проблем, с которыми в последующем ведется корректирующая работа.

Для проведения тщательной диагностики потребуется около пары дней. При этом специалист может разделить все встречи на несколько занятий, которые будут длиться от 1 до 1,5 часов.

Результаты полученных исследований в первую очередь необходимы для того, чтобы специалист смог грамотно построить программу восстановительного обучения, в результате которого происходит положительное воздействие на поврежденные высшие психические функции.

Применяемые методы исследований

Для того чтобы полученные результаты исследований были как можно точнее, психолог может прибегать к использованию следующих классических методов нейропсихологической диагностики:

  1. Топическая. Является самой важной и информативной, так как на этом этапе исследования происходит установление поврежденных Топическая диагностикаучастков мозга. Повреждения мозговых структур могут быть следствием развития опухолей, сосудистых заболеваний и интоксикаций различными химическими веществами (лекарствами).
  2. Нозологическая. Используется в практической деятельности крайне редко. Она заключается в том, чтобы из перечня существующих симптомов заболевания определить конкретное заболевание, для которого свойственны такие признаки. Например, при диагностировании афазии или апраксии главной задачей является то, чтобы понять, что стало причиной развития подобных нарушений.
  3. Функциональная. Составляющая часть мероприятия. Благодаря ней устанавливается место поражения и степень его нарушений. Именно эти показатели позволяют говорить о будущей коррекции пациента.
  4. Индивидуально-типологическая. Основывается на определении именно структуры личности, а именно характер, темперамент и другие. Для диагностирования взрослых специалист может прибегнуть к помощи разнообразных методик и тестов. Для детей же целесообразно применять игровые формы диагностики (например, рисование, куклотерапия и другие).
  5. Диагностика развития. Чаще проводится в детском возрасте, и направлена на выявление отклонений на первоначальных стадиях развития. Может проводиться как индивидуально, так и в группах. Не стоит забывать о том, что результаты исследования значительно отличаются от показателей у взрослых.

Нейропсихологическое восстановление функций

Нейропсихологическая коррекция представляет собой комплекс эффективных мероприятий, которые в первую очередь направлены на устранение дефектов, которые были определены при проведении нейропсихологической диагностики.

Комплекс данных мероприятий позволяет так же определить:

  • уровень утомляемости человека;
  • степень рассеянности внимания;
  • скорость снижения работоспособности;
  • изменения в мыслительной деятельности;
  • неправильное развитие речи;
  • нарушения в функционировании памяти и внимания;
  • невозможность концентрации при выполнении умственной деятельности.

групповые занятииИсправление всех диагностируемых отклонений производится за несколько занятий. Они могут нести индивидуальный или групповой характер.

Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте дает возможность ребенку не только правильно справиться со всеми трудностями в ходе его развития, но, а так же сформировать его личность и характер.

После подобных занятий ребенок становится уверенней в себе, учится контролировать свои эмоции, концентрировать внимание и правильно исправлять допущенные ошибки во время занятия.

Считается, что коррекция необходима не только детям с выявленными нарушениями психических функций, но а так же любому другому ребенку, который, например, готовиться идти в детский сад или школу.

Занятия подобного рода позволяет обычному ребенку более тщательно ознакомиться с окружающим его миром, научиться общаться и взаимодействовать с другими детьми. Малыши, которые прошли курс групповых занятий намного быстрее и легче переносят смену обстановки и включаются в учебный процесс.

Подготовительный этап

Перед тем, как ребенка направляют на проведение нейропсихологической коррекции первым делом понадобиться установить уровень занятия с ребенкомразвития его мозговых структур.

В зависимости от полученных результатов выбирается уровень и методика, по которому в дальнейшем и будет проводить работу психолог.

Если у малыша выявлены нарушения речи, то лучше всего будет начинать занятия с музыкальных либо сенсорных упражнений. Это позволит заинтересовать малыша и включить его в рабочий процесс.

Если изменения достаточно тяжелые, то понадобиться повторно пройти все этапы развития, которые ребенок до этого момента проходил самостоятельно. Это позволит диагностировать главный упущенный момент в его развитии.

Используемые методы и упражнения

Программа нейропсихологической коррекции обычно подразделяется на 12 либо 24 занятия. Встречи в обязательном порядке проводятся до дыхательная гимнастикатого момента, пока не будут устранены диагностируемые отклонения.

Если занятия будут проводиться по нескольку раз за неделю, то общий курс коррекции займет приблизительно 2-3 месяца.

Длительность такой встречи может колебаться от 50 до 60 минут, при этом на занятии могут присутствовать от 4 до 6 человек.

Каждая встреча состоит из проведения таких методик и упражнений:

  • двигательные упражнения (заключаются в сенсомоторной коррекции);
  • когнитивные упражнения (направлены на формирование высших психических процессов у детей). Для этого отлично подходят разные игры и задания;
  • дыхательная гимнастика (способствует расслаблению всех групп мышц);
  • телесно-ориентированная терапия (проводится только при рекомендациях врача).

Кроме этого особое значение в самом занятии занимает выполнении таких упражнений:

  • растяжка (до 4 минут);
  • дыхательные упражнения (до 4 минут);
  • упражнения, выполняемые глазами (до 4 минут);
  • телесные упражнения ( от 10 до 15 минут);
  • упражнения, которые необходимы для формирования тактильной чувствительности, пространственных и динамических функций (от 10 до 15 минут);
  • упражнения для тренировки памяти, мышления, внимания (от 10 до 15 минут);
  • коммуникативные и эмоциональные упражнения (до 15 минут).

Первые пару занятий психолог предлагает малышам упражнения, под названием «Яйцо» или «Тоннель» (они как бы объясняют ребенку то, как каждый из нас появляется на этот свет). Так же особой популярностью пользуются упражнения «Пеленание» и «Бинтование». Такие ребенок занимаетсяупражнения помогают тонизировать мозговые структуры и заставить их более интенсивно выполнять свои функциональные обязанности.

Нейропсихологическая диагностика и коррекции на данный момент времени имеют важное значение.

Психологические методики не только позволяют установить наличие отклонений в психическом развитии человека, но а так же при помощи специализированных методик и упражнений способствовать их коррекции и направлению в нужное русло для дальнейшего правильного развития.

Благодаря правильно составленной программе занятий, ребенок не только правильно развивает все свои высшие психические функции, но так же приспосабливается к социуму. Его характер становится закаленным, эмоции сдержанными, а уровень внимания, памяти и мышления значительно возрастает.

Читайте ещё
Комментарии

Дмитрий 1 год назад

Покажите занятие с коррекционными детьми 🙂

Ответить