Куклотерапия — метод разрешения психологических проблем у детей и взрослых


Напальчиковые куклыОдной из разновидностей психологической помощи, которую используют психологи, является куклотерапия.

Новая технология популярна в отечественной и зарубежной практике. Она демонстрирует выраженные результаты не только у детей, но и у взрослых.

Куклотерапия как метод психологической коррекции

Относительно новой и нестандартной методикой психотерапевтического воздействия является куклотерапия. Ее суть заключается в коррекции поведения посредством кукольного театра. Другими словами — это лечение с помощью кукол. Может использоваться в таких психотерапевтических направлениях, как игротерапия, арттерапия, психодрама, сказкотерапия.

История куклотерапии началась в 20 веке. Первые попытки использовать кукол в лечебных целях были предприняты невропатологом М. Райтом (1926 г). С помощью театра доктор устранял неврозы.

На занятиях куклотерапиейВ советское время также применялись аналогичные методики для оздоровления детей. В конце 20-х был задействован театр «Петрушка». Авторами и идейными вдохновителями являются детские психологи Шишова и Медведева. Они разработали и внедрили полноценную методику психокоррекции.

С помощью кукол проводится проигрывание будущих сценарных событий. Например, девочки готовят ужин, мальчики играют в машинки, полицейских, пожарных. Но основная цель – психологическая коррекция проблемы.

По мере развития событийности у пациента нарастает эмоциональное напряжение. После достижения максимального уровня происходит эмоциональная разрядка (плач, смех). С помощью игры человек может распрощаться с разными негативными переживаниями и эмоциями.

Общая характеристики и задачи метода куклотерапии:

  • установка эмоционального контакта;
  • снятие напряжения;
  • коррекция личностных проявлений через игру;
  • разрешение конфликтов;
  • укрепление психического благополучия;
  • развитие фантазии, памяти, внимания;
  • получение новой информации;
  • ликвидация болезненных переживаний;
  • преодоление внутренних противоречий.

Виды кукол

Игрушка выступает промежуточным объектом взаимодействия личности с психологом. Занятия происходят с использованием таких разновидностей кукол:

  • верховые – перчаточные, варежковые;
  • низовые — игрушки-марионетки;
  • игровые — из пластилина, тканевые, бумажные;
  • ростовые.

Для развития мелкой/крупной моторики целесообразно проводить упражнения, по мнению многих исследователей (Кожохина, Грабенко), с вовлечением кукол-марионеток.

Корректировка страхов, тревожности – пальчиковые, теневые. Укрепление внутрисемейных отношений – куклы-марионетки. Для развития моторики, памяти, внимания используются пальчиковые куклы. Избавить от переживаний, неврозов, страхов поможет кукла-перчатка, которая оказывает удивительное терапевтическое воздействие.

Куклотерапия для детей и взрослых

Куклотерапия широко применяется для разных возрастных групп наряду со сказкотерапией. Эти две методики могут объединяться в одну. При таком подходе происходит знакомство с сильными сторонами характера, развитие сознания, привлекаются нестандартные пути выхода из сложившейся ситуации.

Дети

Метод психокоррекции активно используется при работе с детьми дошкольного, школьного возраста. Эффективен при проработке протестного поведения у подростков. С помощью этого подхода специалист корректирует агрессивность, тревожность и страхи, невнимательность. Терапия незаменима при работе с детьми с поведенческими нарушениями и психотравмами.

В детских группах, по мнению специалистов, наилучшие результаты достигаются, когда ребята сами придумывают и изготавливают персонажа, продумывают историю, в которой будет задействован «главный герой». Помимо этого, происходит развитие внимания и мелкой моторики.

Куклотерапия является частью коррекционно-психологической помощи в работе с детьми с ОВЗ. Отдельно формируются группы для разных типов нарушений – психоречевых, опорно-двигательных, зрения/речи/слуха, поведения и общения, комплексные нарушении психофизического развития, умственная отсталость, детский аутизм.

Кукла выступает связующим звеном между ребенком и психологом. С помощью методики можно безболезненно вмешаться в психику в целях корректировки. Ребенок проецирует опыт в игру, где главный объект – это кукла.

Взрослые

Хоть игрушки считают детской атрибутикой, они позволяют достичь хорошего терапевтического эффекта и при работе со взрослыми. Во-первых, они отвлекает пациента от серьезности проблемы, внутренние переживания переносятся на символический объект. Во-вторых, выступают некой ширмой, за которой человек может спрятаться от внешнего мира и от себя.

С помощью куклотерапии во взрослом возрасте  можно раскрыть и развить скрытые способности, активировать самосознание. Кукла помогает сформировать положительные установки, новые коммуникативные навыки. Их используют для социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями.

Три этапа куклотерапии

Куклотерапия складывается из вступления, трех основных этапов и заключительной части:

Введение

Вступительная часть подразумевает приветствие и разминку. Это помогает установить эмоционально-позитивный настрой, разогреть интерес, задействовать и настроить  взрослого или ребенка  на совместную работу.

Первый этап – изготовление персонажа

Изготовление куклы – очень важный процесс в методике психокорекции. В отдельных случаях пациенту требуется только создать своего персонажа, а дальнейшая работа с психологом уже не нужна. Основное условие этого этапа – процесс создания куклы должен проходить за один сеанс (занятие). В следующий раз, не подозревая того, взрослый или ребенок может вкладывать совсем другую идею.

Во время пошива происходит психологический процесс – появляется расслабление, сосредоточение, отвлечение, что тоже является своеобразной терапией. Также можно выбрать готового персонажа из сказок. Волк олицетворяет агрессию, заяц – трусливость, слабость, лиса – хитрость и прочее.

Психолог обращает внимание на размер куклы, цвет лица, материалы, самого персонажа. Для характеристики персонажа используются следующие значения:

  • белый – добрый, светлый, наивный;
  • черный – пессимистичный, мрачный, скрытый;
  • серый – сбалансированный, нейтральный, неуверенный;
  • зеленый – удовлетворенный, развивающийся, одухотворенный;
  • синий – меланхоличный, умный, спокойный;
  • желтый – амбициозный, любопытный, непринужденный;
  • красный – энергичный, агрессивный, сильный, теплый, жизнелюбивый, решительный.

Второй этап – знакомство с персонажем

Чтобы познакомиться с персонажем, психолог задает следующие вопросы:

  • как зовут персонажа;
  • сколько ему лет;
  • где и с кем он живет;
  • есть ли любимое занятие (если есть, то какое);
  • есть ли друзья и кто они (персонажи).

Третий этап – развитие сюжета

На этом этапе происходит постановка мини-спектакля. Участники рассказывают сказку с помощью выбранных персонажей, развязывают сложный сценарий и сюжетные задания.

Завершение

По окончании занятия психотерапевт подводит итоги и проговаривает то, что было усвоено, с вовлечением участников.

Актуальны следующие вопросы: что запомнилось из встречи/сказки, что было самым сложным во время создания куклы, самой игры, что было самым легким при изготовлении куклы, во время сказки, понравилось ли занятие.

Процесс создания куклы очень напоминает медитацию. Мы настраиваемся, погружаемся в себя и передаем частичку себя в своего персонажа. Куклотерапия тесно связана со сказкотерапией. Обе методики очень эффективны и оригинальны, в них проявляется много фантазии и творчества. С их помощью можно проявить и рассмотреть свои невидимые грани. Для участников важно прочувствовать и принять все, что наработаешь на тренинге.

Специалист центра психологической помощи «Прогресс», Александра Акименко

Куклотерапия – это новая технология для разрешения психологических проблем у взрослых и детей. Методика развивает возможности эмоциональной саморегуляции, творческие способности, корректирует поведенческие трудности, предупреждает развитие психических расстройств.

Автор статьи Виктория Владимская

Читайте ещё
Комментарии