Сказкотерапия как метод психологической коррекции: терапевтические сказки для детей и дошкольников


Информация носит справочный характер. Не занимайтесь самодиагностикой и самолечением. Обращайтесь ко врачу.

СказкотерапияСказки всегда были эффективным средством воздействия на сознание личности. Мифы, сказания, притчи и легенды призваны доносить взрослеющему человеку отличия добра и зла, понимание самых распространенных проблем и способов их рационального решения. С раннего возраста, когда ребенок начинает понимать речь, родители повседневно используют терапевтические сказки, иногда сами того не понимая. Поэтому рассказывание поучительных историй можно считать древнейшим методом практической психологии, поначалу используемым людьми на интуитивном уровне.

Как метод психологической коррекции сказкотерапия появилась лишь 20 лет назад. На психотерапевтические сказки взглянули как на метод личностного развития, объединяющий в себе различные формы и приемы обучения. Методика возникла из-за необходимости создать деликатный способ психологической коррекции подрастающего поколения и взрослых. Терапия с помощью сказки является одним из направлений арт-терапии, множество психологических проблем поддается такому необычному лечению.

История развития

На возникновение и становление сказкотерапии, как самостоятельного явления, значительно повлияли труды Д. Эльконина и Л. Выготского. Теория обобщает исследовательский опыт К. Юнга, Б. Беттельхейма и идеи Э. Фромма и Э. Берна. История использования терапевтических сказок отсылает к таким известным в отечественной психологии именам, как А. Гнездилов, Т. Зинкевич-Евстигнеева, И. Вачков, Н. Сакович и Н.Киселева. Значимой датой для России считают 1997 год, когда в Санкт-Петербурге открыли Институт сказкотерапии.

Сегодня активно используют этот подход в педагогической и психотерапевтической практике. Также он может давать положительные результаты в режиссуре, актерской игре и в других творческих профессиях. Спрос дает толчок к созданию множества терапевтических программ Т. Зинкевич-Евстигнеевой, А. Лисиной и др.

М. Осорина в настоящее время изучает детскую субкультуру и истории-страшилки. Ведь пугающие рассказы могут давать отличные результаты в работе над детскими страхами. Накопленный в отечественной психологии опыт пригодился дошкольным и школьным учреждениям, центрам реабилитации инвалидов и учреждениям для подростков с отклоняющимся поведением.

Принципы и цель сказкотерапии

Психологические сказки нужны для мягкого влияния на ребенка, который живет в каждом человеке. Метод универсален, ведь у него нет возрастных ограничений. Терапия сказкой поможет ненавязчиво достучаться как до малыша, так и до взрослого клиента, способствуя выработке правильных психологических установок.

Данная методика направлена на решение целого комплекса личностных проблем и способствует:

  • избавлению от навязчивых страхов и фобий;
  • возникновению нужной эмоции у клиента;
  • осознанию и принятию жизненных ценностей и сложных решений;
  • упрощению процесса социализации;
  • пониманию законов и принципов устройства мира;
  • избавлению от недостатков и формированию положительных черт характера;
  • выстраиванию гармоничных отношений с окружающими;
  • прощению себя и обидчиков и т.д.

Задачи сказкотерапии

Способы использования

Сказкотерапевт может применять данный метод по-разному, отличия зависят от возраста клиента и глубины проблемы. Наиболее распространены в практике следующие способы:

  1. Использование готового сюжета. Чтение сказки сопровождается ее подробным анализом и выводами.
  2. Создание специалистом конкретной истории для клиента, основанной на его персональной проблеме.
  3. Написание ребенком или взрослым собственной сказки, в процессе повествования которой он осознает свою проблему и отыщет способы ее решения.
  4. Театральная постановка рассказа, готового или составленного самостоятельно.

Возможности и результаты применения терапии сказкой

Сказкотерапия способна раскрыть личностный потенциал человека. Окунаясь в терапевтическую сказку, дети, подростки, взрослые накапливают энергию, открывают новые возможности для себя и, таким образом, меняют ситуацию в лучшую сторону.

Воздействие сказкойВоздействие сказкой подходит как для разрешения трудностей в процессе обучения, так и для преодоления тяжелых личностных кризисов. Секрет универсальности методики в том, что здесь, прежде всего, важны последствия лечения, толкающие клиента на дальнейшее развитие без чьей-либо помощи. Для того чтобы максимально использовать возможности сказкотерапии, важно помнить о принципах уместности, дозированности и искренности.

Лечение сказкой дает положительные результаты в сочетании с другими методами и техниками: песочной терапией, изо-, цвето-, игротерапией. Проследить за эмоциональным фоном ребенка можно с помощью используемых им красок, пластилина, аппликаций, песка.

Психотерапевтические сказки могут решить широкий диапазон проблем. Ниже можно ознакомиться с их перечнем:

  • потеря близкого человека или любимого животного;
  • сложности адаптации в социуме и принятие своей личности в нем;
  • депрессивные состояния;
  • детские капризы, страхи, фобии, ревность;
  • проявления агрессии, излишняя раздражительность;
  • заикание;
  • повышенная тревожность;
  • гиперактивность;
  • психосоматические расстройства.

Сказки для сказкотерапии

Сказкотерапия – это лечение особой атмосферой, в которой проявляются потенциальные, ранее нереализованные элементы личности. Во время сеансов используют пять видов терапевтических сказок для детей и взрослых (ниже их можно прослушать и просмотреть онлайн), согласно классификации Т. Зинкевич-Евстигнеевой:

  1. Художественные. Эта группа представлена коллективными и авторскими рассказами. В семейном консультировании часто используют русскую народную сказку «Кто заговорит первый». Для психотерапии семей с приемными детками и людей с заниженной самооценкой подходит «Гадкий утенок» Андерсена. А если клиент теряет последнюю надежду и желание жить, на него окажет положительное воздействие произведение «Две лягушки» Пантелеева.
  2. Дидактические. В этих рассказах оживают цифры, буквы, овощи, предметы. Знания и умения, которым обучают такие сказки, многообразны. Например, это может быть рассказ о внимательности на дороге, о вежливости в общении. Скучное для ребенка действие можно превратить с помощью сказки в «живое», тем самым наполнив его волшебным смыслом.
  3. Медиативные. Они преследуют цель создать положительный настрой (перед сном), минимизировать ощущение усталости, напряжения, возбуждения. Повествование сопровождается комфортной обстановкой и обязательным отсутствием в сюжете конфликтов и отрицательных персонажей.
  4. Психотерапевтические. В яркой метафорической оболочке история влияет на личность слушателя. Примером послужит любая авторская сказка, содержащая вымысел для того, чтобы научить уважать родителей, ценить друзей, беречь свою жизнь и т.д. Психологи рекомендуют обращаться к малоизвестным сказкам Андерсена или к буддийским джатакам.
  5. Психокоррекционные. Нужны для оказания мягкого влияния на отклоняющееся поведение или неправильные установки клиента. Такие сказания вначале представляют непродуктивный образ мыслей или действий, а затем презентуют эффективную альтернативу. «Бредет Волк по лесу и плачет. На пути он встречает Зайчика, который спрашивает его: «Почему ты плачешь, Волк?». Тот отвечает: «Никто меня здесь не любит, пойду в другой лес». «А свои ужасные зубы с собой возьмешь?» — уточняет Зайчик»… История заканчивается дискуссией, терапевт и клиент придумывают окончание, которое нравилось бы обоим.

Терапевтические сказки, предложенные выше, можно прослушать онлайн прямо сейчас:

Кто заговорит первым:

Гадкий утенок:

«Две лягушки» Пантелеева:

Дидактическая сказка о частях слова:

Медитативные сказки на ночь:

Буддийские джатаки:

Техники и методы

Лечение сказкой, как относительно новое направление в психотерапии, постоянно развивается и пополняется новыми программами и методами. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева не столь давно адресовала свой «Практикум по сказкотерапии» родителям, лингвистам, психологам и педагогам. Он позволяет взглянуть на принципы использования сказок в своей работе абсолютно со всеми возрастными категориями. А психолог О. Бланк предложила специалистам коррекционную программу с элементами сказкотерапии для младших школьников с низким уровнем самооценки.

Работа с детьми дошкольного возраста

Работая с этой возрастной категорией, специалист должен знать, что до 5 лет дети отдают предпочтение историям о животных, ассоциируя себя с ними; до 6 лет ребенку становятся ближе человеческие персонажи, познающие мир; а к 6 годам возникает интерес к волшебству.

Существуют основные методы сказкотерапии для дошкольников:

  1. Сочинение истории, позволяющее наблюдать во время повествования за спонтанными эмоциями ребенка, зачастую скрытыми в ежедневном поведении.
  2. Рисование образов из сказки после прочтения, посредством которого ребенок сможет дать выход негативным эмоциям, агрессии и тревоге.
  3. Изготовление кукол, приравнивающееся к расслабляющему процессу медитации. Отличных результатов помогают достичь задействованные здесь механизмы проекции и идентификации с персонажем.

Работа с подростками

Интересный подход в использовании исцеляющих сказок разработала Зинкевич-Евстигнеева, ссылаясь на известную концепцию Универсальных Архетипов. Методика основана на использовании архетипических карт, 50 сюжетов которых объединяют в себе 10 главных архетипов личности. Взаимодействие на занятиях по сказкотерапии строится на толковании выбранной подростком карты, на вопросах для беседы и дополнительных заданиях для клиента.

Техники сказкотерапии для взрослых

Как средство психокоррекции для взрослых особенно ценится сочинительство, то есть клиентская сказка. Важно понимать, что все люди умеют придумывать истории, а сам процесс ее создания априори обладает терапевтическим эффектом. Составление истории клиентом происходит в три этапа:

  1. Замедление. Творческий элемент для правильного эмоционального настроя на дальнейшую деятельность (рисунок, скульптура, лепка из глины и др.).
  2. Написание истории. При затруднениях помогает созданный вначале материал.
  3. Прочтение сказки, итоги. Ключевой момент взаимодействия взрослого и терапевта, когда последний знакомится с внутренним миром сказочника.

Сказкотерапия – один из самых эффективных методов современной психотерапии. Его успешно используют для работы как с малышами от 2-3, так и со взрослыми и пожилыми людьми. Специалист, работающий в этом направлении, должен разбираться в нюансах создания и интерпретирования рассказов.

Крайне важно умение ненавязчиво присоединяться к клиенту и следовать за ним в его повествовании. При этом не стоит пренебрегать одним из самых главных этических принципов психолога и психотерапевта «не навреди». Ведь ошибочные действия способны не только не дать необходимого результата, но и усугубить проблему, заставив человека уйти в себя.

Читайте ещё
Комментарии