Библиотерапия, как метод психологической коррекции: список книг, кому полезна


БиблиотерапияБиблиотерапия – это экспрессивная терапия, включающая рассказ или чтение конкретных текстов в целях исцеления.

Она использует отношение человека к содержанию книги.

Библиотерапия часто сочетается с письменным лечением (скриботерапия), доказана эффективность при лечении депрессии.

Библиотерапия, как метод психологической коррекции

Библиотерапия – это метод психотерапии, который использует лечебный и поддерживающий эффекты чтения. Он также служит развитию человеческой личности. Терапевтический метод часто путают с обычным чтением, развивающим информационную грамотность, а не обеспечивающим исцеление.

Цель терапии с помощью прочтения книги отразить стрессовую ситуацию, с которой сталкивается человек. Чтение может помочь снять накопившееся напряжение. Библиотерапия способна привести к восстановлению удовольствия от жизни, повышению личной удовлетворенности.

Процесс ориентирован, прежде всего, на эмоциональное восприятие выбранного произведения. Важна также рациональная составляющая. Направление метода – оказание положительного влияния на психосоматическое состояние человека, укрепление психической устойчивости, равновесия. Чтение само по себе также помогает развить фантазию, креативность, критическое мышление, навыки общения, создавая новый эндоцепт в мозгу человека.

парень читает книгу

Методология, авторы, история развития в цифрах

Свои корни библиотерапия берет в древнем Египте и Греции. Уже в эти времена люди верили в целительную силу написанного текста. Например, Сократ утверждал, что терапия словом возвращает душевную гармонию. Аристотель обнаружил, что рифмованная речь способна благотворно влиять на психическое состояние человека (он считается основоположником поэтической терапии). Его преемником был Фридрих Ницше.

Другие известные имена, связанные с развитием библиотерапии: Герхард Данцер, Носсрат Пезешкиан, Бенджамин Раш, Джон Минсон Галт и др.

Хронология развития библиотерапии в Росии:

  • 1836 г – чтение, как один из методов психотерапии, упомянуто в издании «Общая терапия» (И. Е. Дьяковский).
  • 1916 г – основание кафедры библиопсихологии в педагогическом институте Женевы (Н. А. Рубакин).
  • 1927 г – введение термина «библиотерапия» в широкую общественность (М. П. Кутанин), применение этого метода в терапевтических целях (И.З. Вельвовский).
  • 1967 г – открытие 1-го кабинета библиотерапии (И.З. Вельвовский), методика стает самостоятельной дисциплиной.

библиотерапия как метод психологической коррекции

Как и с кем это работает

Библиотерапевтический процесс ориентирован на рациональное и эмоциональное восприятие произведения.

Практическое значение библиопсихологии – управление стрессом, облегчение психического напряжения, катарсис, понимание ситуации, примирение с ней. Первично оказывается влияние на психосоматическое состояние человека, усиливается психологическое сопротивление. Вторично чтение помогает развить коммуникативные навыки, что положительно влияет на развитие личности как таковой.

Эффект библиотерапии подпадает под категорию экспрессивной терапии, к которой относится также арт-терапия (лечение изобразительным искусством), драматерапия (лечение театром) и т.д. Для усиления эффекта, поддержки творческого потенциала, самосознания эти терапевтические подходы могут быть объединены.

Библиотерапия используется для лечения различных зависимостей, травм, психических заболеваний, эмоциональной лабильности. Рекомендуется для людей, покинувших свое естественное окружение и вынужденных приспосабливаться к измененным условиям жизни (санатории, тюрьмы), тяжелобольных, инвалидов и т. д.

Ситуации, в которых помогает лечение книжным словом:

  • сложные ситуации, у детей это, например, переезд, новая школа, новые одноклассники, у взрослых – семейные проблемы;
  • кризисные периоды — развод, смерть в семье, тяжелая болезнь;
  • психические проблемыбеспокойство, депрессия, зависимость, расстройства настроения;
  • в профилактических целях библиотерапия проводится в детских домах, домах престарелых, группах поддержки и т.д;
  • физические дефекты у пациента.

Предполагаемые результаты

Важный показатель оценки эффективности библиотерапии – интерес пациента к чтению. В случае его снижения можно судить об ухудшении состояния здоровья.

Существуют разные типологии эффектов и функций терапевтического метода:

  1. Информационные функции. Чтение дает информацию, повышает уровень знаний при одновременном снижении страха перед неизвестным. Эта функция присуща научной литературе.
  2. Образовательная функция. Чтение приносит взгляды и мнения, повышающие образование.
  3. «Зеркальная» функция. Читатель сравнивает взгляды автора со своими взглядами, на основании этого сравнения изменяя свое собственное мнение.
  4. Идентификационные функции. Читатель находит пример или идентифицирует себя с персонажем.
  5. Очищающая функция. При чтении книги может произойти психологическое очищение (катарсис). Для достижения этого эффекта необходимо, чтобы произведение могло выполнять такое очищение, а читатель был готов испытать катарсис во время чтения.
  6. Эстетическая функция. Книга действует на читателя эстетически.
  7. Релаксационная функция. Обеспечение расслабления, релаксации.

Как выбрать книгу

Инструмент библиотерапии – книга, но не каждая. Речь идет не о чтении случайной книги, необходимо учитывать уникальность каждого читателя (пол, возраст, образование, жизненный опыт…), его нынешнюю ситуацию.

Перед применением библиотерапии необходимо установить цели, на которые она будет направлена. Плохой выбор книги может оказать негативное влияние. Лечение должно помочь человеку адекватно справиться с трудной жизненной ситуацией, компенсировать негативные изменения в психике, преодолеть кризис, следовательно, достичь полной реабилитации.

Список книг для детей дошкольного возраста

Библиотерапевтическая литература для читателей-детей:

  1. «Дети из Бюллербю» (А. Лингрен). У Бритты и Анны нет ни собаки, ни кроликов, ни каких-либо другихДети из Бюллербю животных. Но у них есть дедушка. Это лучший дедушка в мире. Он живет в Норргордене, у него есть своя комната на 1 этаже. Это такая хорошая комната и такой хороший дедушка, что дети из Бюллербю всегда идут туда в свободное время.
  2. «Я умею прыгать через лужи» (А. Маршалл). Эта книга представляет собой автобиографическую историю из детства автора. В ней описывается, как Алан перенес полиомиелит, обездвиживший ему обе ноги. Но это не остановило его на пути к своим целям. Герой не сдавался, он не принимал свой гандикап, старался делать все, что делали его сверстники.
  3. «Мы дети из станции Зоо» (Кристиан Ф.). Это автобиографическое произведение вселяет надежду, что из безнадежной ситуации всегда есть выход.

Примеры книг для подростков

Библиотерапевтическая литература для читателей-подростков:

  • «Мне было 12 лет…» (Натали Швайгеффер). Реальная история о девушке, подвергшейся сексуальному насилию. С 12 лет ее собственный отец издевался над ней, запугивал ее. Целых 5 лет Натали переживала ад, прежде чем набраться смелости и сбежать с остальными членами семьи. Тема: сексуальное насилие над детьми.
  • «Исповедь модели» (Мартина Копрживова). Открытое признание молодой успешной женщины-модели, описывающей свой карьерный путь от почти детства, через сложный пубертатный период до наших дней. Тема: зависимость, расстройства пищевого поведения, психосоматические проблемы.
  • «Дневник классного аутсайдера или Как я победил издевательства» (Эрик Кан Гейл). Эрик был нормальным мальчиком до 6-го класса, но по какой-то необъяснимой причине группа одноклассников сделала его аутсайдером. Даже его лучший друг выступил против него. Тема: издевательства, дружба, школа.

Девушка читает книгу

Примеры книг для взрослых

Библиотерапевтическая литература для взрослых и пожилых читателей:

  • «Человек, который сажал деревья» (Жан Жионо). История рассказана с точки зрения молодого человека, отправившегося в путешествие по пустынным французским альпийским уголкам. Тема: внутренняя решимость, смысл жизни, ясное, непоколебимое счастье.
  • «365 коротких историй для души» (Бруно Ферреро). Ряд добрых историй популярного автора Бруно Ферреро. Тема: отношения, дружба, жертва ради других.
  • «Танцую так быстро, как могу» (Барбара Гордон). Автобиографическое признание успешной эмансипированной женщины, сценариста и режиссера нью-йоркского телевидения, которая мобилизовала все силы своей личности, чтобы жить без наркомании. Тема: психическое расстройство, тревога, депрессия, злоупотребление успокоительными препаратами, отношения.

Подводя итоги

Библиотерапия – это поддерживающий психотерапевтический метод, в ходе которого применяются лечебные эффекты от чтения. Цель состоит в определении внутренней проблемы человека.

Механизм библиотерапии – использование соответствующих произведений, упрощающих рассмотрение ситуации пациента с разных сторон, для оказания помощи в нахождении правильного решения, пути. Произведение должно соответствовать жизненной ситуации человека, персонаж в рассказе должен решать те же проблемы, что и он.

Особенно детям важно, чтобы герой книги соответствовал им по возрасту. Само собой разумеется, что истории должны заканчиваться позитивно, давать пациенту надежду, шанс, мотивацию.

Посредством текста пациент должен обрести самопонимание, осознать, что он не одинок, что та же участь постигла многих других. Например, подходят автобиографические истории, авторы которых сами перенесли опасное для жизни испытание, снова вернувшись к жизни. Правильно подобранный текст может повысить уверенность пациента в себе, повлиять на эмоциональное состояние, развить личность.

Читайте ещё
Комментарии