Войта-терапия – трудный, но верный путь к движению


Информация носит справочный характер. Не занимайтесь самодиагностикой и самолечением. Обращайтесь ко врачу.

войта терапияОсобый ребенок в семье – это испытание родителей на мужество и способность любить.

Полвека назад чешский профессор Войта подарил таким родителям надежду: ребёнок сможет двигаться нормально.

Метод, разработанный им, даёт шанс правильно двигаться множеству больных, как детей, так и взрослых.

Суть метода профессора Войты

Каждый новорождённый обладает правильной программой движения, которая заложена в нервной системе. При нарушениях в ЦНС блокируется связь между головным и спинным мозгом, управляющим скелетно-мышечным аппаратом. Движение разбалансировано, ребенок не умеет управлять своими позами.

Чешский профессор обнаружил, что при надавливании на определенные точки тела происходит непроизвольное движение, одинаковое у всех людей. Регулярное и целенаправленное надавливание закрепляет рефлекс движения, восстанавливает связь между головным и спинным мозгом.

Как было открыто явление рефлекторной локомоции

В 50-е годы прошлого столетия, работая в пражской клинике по лечению детей с ДЦП Вацлав Войта открыл явление рефлекторной локомоции.

Локомоция – это согласованное сокращение мышц, оно обеспечивает передвижение в пространстве. Центры управления мышечными сокращениями находятся в спинном мозге, но активизируются они сигналами из головного мозга.

При нарушении связи между ними спинной мозг, не получая сигналов, не может генерировать движение. Профессор после десятилетних ребенок с ДЦПэкспериментов установил, что утраченную способность ЦНС руководить движением можно заменить внешним – рефлекторным – раздражением.

Рефлекторная локомоция — это бессознательный ответ «правильным» сокращением мышц на воздействие извне в «нужной» зоне туловища.

На занятиях с больными детьми, он заметил, что при нажатии на определенные точки у всех пациентов происходили похожие рефлекторные сокращения мышц.

Если они лежали на животе – то начинали ползти; если на боку или спине – переворачиваться. Здоровые дети отвечали на эти движения так же, хотя ползание и переворачивание ещё были несвойственны их возрасту. Всё это позволило Войте прийти к заключениям, ставшим принципами его метода.

Кому на пользу, а кому во вред

Войта-терапия помогает больным с поражением ЦНС (ДЦП, рассеянный склероз и др.); заболеваниями позвоночника, бедренного сустава; параличом конечностей или их деформацией; травмами конечностей; атрофией мышц; расстройством функций жевания, глотания, дыхания.

Не рекомендуется применять этот метод во время воспалительных заболеваний с высокой температурой; сразу после прививки; во время беременности; при заболеваниях костей и пороках сердца; сразу после операции; при эпилепсии, когда не определено лечение; при негативных отношениях терапевта и пациента.

Принципы лечебного воздействия

Организм новорождённого уже знает, как хватать, глотать, поворачиваться, ходить и т.д. Люди рождаются с готовыми программами движения, которые включаются (или не включаются) по мере взросления.

У больных детей «врожденные образцы» не активизируются из-за нарушений в центрах головного или спинного мозга.

Однако эти программы можно «запустить» извне, раздражая определенные зоны на теле человека, используя рефлекторную локомоцию.

В разгар работы – в 1968 году — профессор Войта вынужден был эмигрировать в Германию как политически неблагонадежный для коммунистической Чехословакии. С этого времени и до сегодняшнего дня ФРГ становится центром распространения нового метода лечения двигательных нарушений, получившего название Войта-терапия.

Механизм активации заблокированных движений

Данный механизм включает несколько основных направлений.

Переворачивание

Если здоровый ребенок к возрасту 6-7 месяцев начинает сам переворачиваться с живота на спину и наоборот, то детей с нарушенной функцией Реабилитация ребенкадвижения (ДЦП, парезы и параличи и т.д.) надо стимулировать к этому, создавая на базе заблокированного болезнью безусловного рефлекса своего рода условный рефлекс. Это происходит в два этапа.

Первый этап: положение лежа не спине с вытянутыми руками и ногами. Терапевт нажимает точку на груди (немного ниже соска, между 7 и 8 ребром), одновременно не дает голове наклоняться в сторону поворота, воздействуя на точку в зоне шеи. У пациента появляются следующие рефлекторные сокращения мышц:

  • вдоль позвоночника – происходит его вытягивание;
  • во всех суставах ног – голеностопном, коленном, тазобедренном;
  • глаза начинают смотреть в сторону поворота;
  • ребенок начинает глотать, даже если раньше он это делал с трудом;
  • напрягаются мускулы грудной клетки, живота, кишечника.

В результате согласованного действия всех групп мышц ребенок сам переворачивается на бок — это исходное положение для следующего этапа.

Второй этап: положение на боку. Теперь нажатие происходит в зонах тела возле плечевого и тазобедренного суставов и напрягаются такие группы мышц:

  • вдоль позвоночника; обеспечивается его растяжение;
  • мышцы, которые не дают голове упасть по направлению поворота;
  • мускулы на опорной руке, начиная от плеча и до кисти, на которую больной, повернувшись на живот, может опираться.
  • мускулатура на опорной ноге от таза до стопы.

Ползание

Спонтанно здоровый ребенок начинает ползать в 8 – 9 месяцев. Рефлекторное ползание, используя эффект локомоции можно вызвать и уползанье ребенка с ДЦП новорождённого, а особые детки без Войта-терапии рискуют так и не научиться ползать.

А ведь в этом движении заложены механизмы хватания, вставания, ходьбы, которые так и останутся нереализованными.

Рефлекторное ползание начинается в положении лёжа на животе; голова покоится на опоре и повернута в сторону. Для новорождённого достаточно активации одной точки в районе затылочной части, чтобы привести в действие заложенный механизм.

В более старшем возрасте нужно последовательно нажимать на точки, включающие группы мышц правой руки и левой ноги – и наоборот.

Крестообразное воздействие дает возможность телу удерживать равновесие и двигаться вперед. На теле имеется 9 точек активации ползания и остальных механизмов движения. При работе с ними важно учитывать угловое положение рук, ног и головы. Имеется около 30 вариантов манипуляций при работе с этим движением. Правильный выбор может сделать только специалист.

Дополнительные реакции

Наряду с главными двигательными реакциями сеансы Войта-терапии запускаются такие виды моторики, как:

  • глазная;
  • ротовая и лицевая;
  • вегетативная (сокращения кишечника, мочевого пузыря, мышц, ответственных за дыхание);
  • сосательные и глотательные рефлексы.

Итог терапевтического воздействия – доступ ЦНС к ранее закрытым для неё возможностям управлять равновесием тела, сопротивлением силе тяжести, рефлексами ходьбы и хватания и т.д.

Причем, это именно доступ к врожденным механизмам, а не тренировка нужных движений. В мозгу сохраняется память о порядке правильного движения, и он начинает управлять им.

Практическое применение Войта-терапии

На практике этот вид терапии применяется в трех сферах.

Ранняя диагностика отклонений в развитии

работа войта терапииОна основана на постуральной реактивации – способности тела преодолевать силу тяжести, Войта разработал семь положений тела, в которых ребенок должен показать нормальную реакцию в возрастные периоды: 0 – 1.5 месяца; 1.5 – 3 мес.; 4 мес. – полгода; 7 – 9 мес.; 9 мес. и старше.

При нарушении одной — трех реакций из семи надо быть настороже. А четыре плохих реакции говорят о нарушении моторики и являются показанием к Войта-терапии.

Ранняя диагностика очень важна, потому что в грудном возрасте легче восстановить врожденные рефлексы, чем в более поздний период, когда закрепились нежелательные механизмы, заменяющие правильный ответ организма на внешнюю среду.

Лечение в детском возрасте

Терапия даёт положительный результат как в грудном возрасте, так и в более старшем вплоть до подросткового.

Пока ребенок не научился говорить, его реакция на лечебные действия проявляется в виде крика. Создавая стресс, особенно для родителей, проводящих лечение, крик все-таки есть адекватный ответ младенца на новые ощущения. Они никак не должны быть болевыми. Более старшие дети уже не кричат.

Оптимальная длительность процедур – от 5 минут до получаса, более длительные и без того стрессовые занятия создадут чрезмерную нагрузку на маленького пациента.

Частота процедур: 3-4 раза в день. Меньшее количество приведет к тому, что полученный во время сеанса рефлекс угаснет, а частые занятия, наоборот, не оставляют времени для закрепления эффекта в спонтанных движениях.

Особенностью Войта-терапии является то, что основное лечение проводят родители и близкие ребенку люди. Врач делает назначение в метод профессора Войтасоответствии с проблемой ребёнка и проводит обучающий курс. Вся остальная работа лежит на родных. Лечение продолжается от нескольких месяцев до нескольких лет.

Третьим направлением является лечение взрослых, потерявших движение после травм или инсульта.

Обучение и применение войта терапии на практике — видеоматериалы:

Слово довольной маме

Из отзыва мамы, дочери которой уже помогла войта терапия.

Три месяца назад прошли курс Войта-терапии. Через два месяца после этого дочка уверенно переворачивается и катается «колбаской» по полу.

Недавно начала делать попытки передвигаться по-пластунски, упираясь на руки и подтягивая ноги к животу. Со времени занятий улучшения во всем: лезут зубы (4 шт.), едим супчик, исследуем все ящики, собираем в ведерко мелочовку, даже складываем пирамидку, пусть еще неправильно.

Катюшу не узнать: самостоятельная, активная, любознательная! Спасибо Анне Григорьянц – войта-терапевту из центра «Пеликан» (Санкт-Петербург).

О. Яшина. Дочка Катя. 1 год 3 месяца. Диагноз тетрапарез

Метод профессора Войты не обещает чудесного исцеления, он предлагает трудную работу, равносильную подвигу всей его жизни. Подвиг, который вселяет надежду и дарит радость движения.

Читайте ещё
Комментарии