Об аутизме простыми словами: что это за болезнь, причины возникновения, признаки, лечение


синдром аутизмаАутизм – это психическое и моторное расстройство развития, проявляющееся ненормальным социальным взаимодействием. Типична повторяющаяся модель поведения с нарушенными коммуникативными способностями.

Расстройство обычно начинает проявляться на 3-м году жизни ребенка. Это серьезное нарушение умственного развития.

Почему рождаются аутисты: причины возникновения

Причины аутизма до сих пор доподлинно не известны. Считается, что это наследственное нарушение некоторых функций мозга, при котором расстройство происходит на нейробиологической основе. Роль играют генетические факторы. Учитываются некоторые инфекционные заболевания, химические процессы в мозге.

Современная теория предполагает, что для развития аутизма нужна комбинация нескольких факторов. Некоторые эксперты предполагают, что дети с расстройством рождаются с предпосылкой для его развития. Признаки аутизма полностью проявляются при ряде состояний, среди которых:

  • недоношенность детей;
  • отсутствие грудного вскармливания;
  • раннее лечение антибиотиками;
  • расстройства иммунной системы;
  • плохая переносимость казеина молочного белка и др.

На сегодняшний день ни одна теория не подтверждена.

Расстройство встречается у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек.

Аутизм или РАС (расстройство аутистического спектра) — что это значит и кто такие аутисты простыми словами:

Как проявляется в зависимости от возраста

Здоровый, хорошо развивающийся ребенок начинает «агукать» около 12-месячного возраста. В это время появляется жестикуляция, протягивание рук. Подражание другим людям развивается около 15-го месяца жизни, произношение первых слов – до 16-го месяца, использование фраз – до 24-летнего возраста.

2 месяца – 1 год

Симптомы синдрома аутизма у младенцев:

  1. 2 мес. Необъяснимый плач.
  2. 6 мес. Меньшая активность, требовательность в сравнении с другими детьми. Иногда дети крайне раздражительны, не ищут зрительного контакта, не требуют социального взаимодействия.
  3. 8 мес. Необычные звуки (напр., визг), отсутствие имитации звуков, жестов, выражений лица. Ребенка трудно успокоить. Около 1/3 детей замкнуты, отказываются от общения. Еще 1/3 детей принимает общение, но отвечает слабо. В состоянии бодрствования могут преобладать повторяющиеся движения тела.
  4. 12 мес. Могут появиться первые слова, не используемые осмысленно. Типичен громкий, необъяснимый плач. Дружелюбность часто снижается при появлении способности ходить, ползать. Проблемы с отлучением от груди отсутствуют.

Признаки аутизма

Ребенку 2 года

Подозрение на аутизм возникает, если ребенок не реагирует на свое имя, выражается криками. Типичный признак – поздняя или странная речь. Другие проявления включают неадекватный ответ на стимулы. Может создаваться впечатление глухоты. Отсутствует зрительный контакт. Ребенок не указывает на вещи, не махает на прощание.

Возраст 3 года

Сочетание слов в одном предложении очень редкое. Дети повторяют фразы, но не используют творческий язык. Имеют особый ритм, тон, акцент. Плохая артикуляция встречается примерно у 50% детей, использующих речь, более 50% не используют язык осмысленно. Ребенок берет родителей за руку, ведет их к предметам. Он ходит в известные места, требует определенный предмет.

Ребенку 4 года

Редко творчески сочетаются 2-3 слова. Сохраняется эхолалия, иногда используемая в общении. Типична имитация телевизионной рекламы. Присутствует способность выражать желание.

Ребенку 5 лет

Ребенок не понимает, не выражает абстрактные термины (время). Не поддерживает разговор. Неправильно использует личные местоимения. Сохраняется эхолалия. Вопросы задает редко. Часто встречается ненормальная высота и ритм голоса.

Поведение аутистов

Признаки аутизма у подростков и взрослых

Расстройство у взрослых проявляется словесными автоматизмами. Человек постоянно повторяет одни и те же фразы, вопросы, на которые либо отвечает сам, либо требует ответа от окружающих. Аутисты часто повторяют слова, сказанные другим человеком, выполняют стереотипные движения (раскачивание, перемещение вперед-назад по комнате). Другие характерные черты – сниженное воображение, стереотип интересов. Человек мало понимает символы, абстракцию, у него отсутствует эмпатия, спонтанность поведения (поведение механическое). Интеллект может не нарушаться.

Расстройство имеет бесконечное количество вариаций, его проявления в старшем возрасте – не константа, описанные симптомы – общие.

Распознать аутистов можно по неизменным процедурам. Для них предпочтительна стабильная окружающая среда, люди; изменения переносятся отрицательно. Часто используются повторяющиеся движения, называемые самостимуляцией. Человек может покачиваться, двигать руками, ногами, включать или выключать свет, часами выстраивать предметы в ряд. Нарушение этого ряда посторонним человеком воспринимается агрессивно.

Расстройства аутичного спектра – признаки и разница между симптомами

Согласно ВОЗ расстройства аутичного спектра (РАС) делятся на 3 категории:

  1. Классический аутизм (проявления описаны выше).
  2. Атипичный аутизм. Некоторые области развития не настолько нарушены, как у людей с классическим типом расстройства. Речь может идти о лучших социальных, коммуникативных навыках, отсутствии стереотипных интересов.
  3. Синдром Аспергера. Имеет много общих черт с классическим типом, в частности, присутствуют социальные, коммуникативные проблемы. Но этот синдром характеризуется меньшими речевыми проблемами, отсутствием умственной отсталости.

Аутический спектр

В каком возрасте полностью формируется аутизм?

Все РАС диагностируются на основе поведенческих проявлений. Они проявляются либо в младенчестве, либо в раннем возрасте (до 3 лет). Нарушение определенных функций мозга приводит к нарушению способности правильно оценить информацию (сенсорную, языковую). Расстройство, провоцируемое внешними факторами, может проявиться позже.

Виды аутизма

Распределение на функциональном уровне:

  1. Высокофункциональный тип. Средний или выше среднего интеллект, слегка нарушенные коммуникативные способности, способность интегрироваться в общество.
  2. Умеренно функциональный тип. Умеренная или средне-тяжелая умственная отсталость с нарушенным речевым компонентом. Более выраженные стереотипные проявления.
  3. Низко функциональный тип. Тяжелая, глубокая умственная отсталость, отсталость речи. Стереотипные, повторяющиеся формы поведения, отсутствие социальных контактов.

Классификация с точки зрения личностных черт:

  1. Одинокий тип. Отсутствие интереса к другим людям, избегание общества, физического контакта.
  2. Пассивный тип. Отсутствие спонтанности, беспокойство в соответствующих ситуациях. Принятие физического контакта имеется.
  3. Активный тип. Поиск компании, установление контакта, но неподходящим образом. Типичен недостаток эмпатии.
  4. Формальный тип. Строгое соблюдение социальных правил, важность ритуалов, странность поведения.

Диагностика

РАС диагностируется на основе поведенческих проявлений независимо от причины развития.

Первые меры – психологическое и психиатрическое обследование. Их цель – подтверждение или исключение РАС.

Исследуется связь между аутизмом и другими соматическими, генетическими заболеваниями.

Исследуется также ЦНС.

Ребенок аутист

Решение проблем в социализации, эмоциональной сфере и обществе

Способы общения, обучения, работы с аутистами индивидуальны. Для минимизации проблем в повседневной жизни им нужна предсказуемость, регулярность обыденной деятельности. Непредсказуемые события, внезапные изменения, характерные для социума, – это стрессоры, приводящие к беспокойству, усугублению проблемного поведения, неожиданным проявлениям, часто шокирующим или раздражающим окружение.

Людям с аутизмом больше, чем другим, нужны логические причины для ведения деятельности. Эффективна осмысленная мотивация. Потеря мотивации уменьшает способность аутистов концентрироваться, продолжать выполнение задачи. Это – частая проблема в рабочей среде.

Исследование аутизма выявили 2 основных типа изоляции при этом расстройстве.

Социальная изоляция

Она вызвана ощущением недостаточной занятости, отсутствием достаточно важной роли в социальной группе. Социальная изоляция может исходить из избегания социального контакта, возникнуть в результате внезапного расставания с близким человеком. Этот тип изоляции создает проблемы почти во всех сферах жизни – личной, рабочей.

Эмоциональная изоляция

Этот тип изоляции может привести к депрессии, другим психическим проблемам. Эмоциональная изоляция – это результат отсутствия близких отношений, исходящего из предыдущего типа изоляции.

Эффективные методы, способствующие развитию детей, поддержке взрослых, – структурированное обучение, визуализация информации. Для связи используются различные альтернативные системы – изображения, пиктограммы, упрощенное общение и т.д.

ABA-терапия

У людей с РАС используются терапевтические подходы, основанные на поведенческой терапии. Один из них – прикладной поведенческий анализ (Applied behavior analysis – ABA), включающий тренировку нового поведения с устранением проблемных моментов. Как правило, с одним человеком специалист работает по 5-8 часов в день. Несмотря на очевидную функциональность, для большинства людей этот метод не реалистичен ввиду временной и персональной требовательности.

Лечение стволовыми клетками

Комбинированная трансплантация UCBSC и UCMSC основана на недавно обнаруженном патогенезе спектра РАС – гипоперфузии головного мозга, нарушении регуляции иммунитета. Исследования показывают, что область мозга, пораженная гипоперфузией, коррелирует с частями мозга, отвечающими за деятельность, нарушающуюся при расстройстве. Наблюдалось, что трансплантация UCBSC вызывает неоваскуляризацию (образование новых сосудов), приводит к функциональному улучшению.

Карты

Фотографии в дневниках, слова, изображения, размещенные по дому для глобального чтения.

Многие дети отвечают на визуальное общение, стимулы. Хотя общение с помощью карт может не восприняться с первого раза, изображения часто становятся источником понимания, безопасности, спокойствия в будущем.

Протокол Немечека

Наблюдения д-ра Немечека говорят о том, что люди с аутизмом не способны переваривать глютен и казеин, поэтому для них целесообразна безглютеновая, не содержащая казеин диета. Также протокол Немечека включает применение инулина при РАС.

Игры, программы для аутистов

Для обучения социальной интеграции рекомендуется начать играть со сверстниками, братьями, сестрами, родителями.

  1. Игра со сверстниками. Каждый ребенок для развития требует общения со сверстниками.
  2. Притворная игра. Эта игра подходит для пациентов с синдромом Аспергера или для аутистов с высоким IQ. Притворная игра развивает воображение, общение, эмоции.
  3. Настольные игры. Игры, основанные на логическом, конкретном мышлении хорошо воспринимаются детьми.
  4. Коллективные игры. Коллективная игра аутистам дается с большим трудом. Врач должен знать об индивидуальных способностях ребенка, находить правильный тип мотивации, выбирать необходимую степень структурирования, визуальной поддержки.

Истории реальных людей

Для большей наглядности проблемы ознакомьтесь с историями аутистов.

Я получила диагноз в 7 лет, когда врач отправил нас в психиатрию, а оттуда – на диагностику. Родители почувствовали облегчение, т.к. наконец поняли мое странное поведение.

После сложного поступления в школу, начались проблемы. Родителей вызывали почти каждый день. Был случай, когда их просили забрать меня из столовой – я 2 часа «исследовала» фрикадельки, ни учителя, ни техперсонал не смогли оторвать меня от этого занятия….

Елена, 25 лет

Много раз в жизни я думала, что «не такая, как все». Я везде чувствовала себя по-другому, не зная, почему. Я не понимала мир. В школе надо мной смеялись, трудно было найти человека, который бы понял, что я чувствовала, кто мог бы помочь… В 15 лет я пыталась покончить жизнь самоубийством. Некоторое время я провела в психиатрической больнице. Многие люди пытались мне помочь. Но я не смога объяснить им свои чувства.

Марта, 18 лет

Как они себе ощущают

Как чувствуют себя сами аутисты? Ответить на этот вопрос могут лишь люди, которым это состояние известно непосредственно.

У меня всегда была причина не любить себя. Я всегда чувствовал вину за что-то. Во взрослом возрасте я испытывал неудобства, непонимание на работе (я был слишком точным, медленным, тихим, не паниковал вместе с коллегами…). Я был другим.

Я боролся, доказывая свою полноценность. Но что это дало? Я был унижен, разрушен, раздавлен, без уверенности в себе… И это всего лишь несколько слов, описывающих крошечную часть моей жизни.

Павел, 30 лет

Есть много людей, ничего не знающих об аутизме, игнорирующих аргументы. Например, на этой неделе я узнала, что не могу быть аутистом (несмотря на постановленный диагноз), поскольку способна публично выразить мнение, представить себя, правильно ответить на вопросы… И что еще хуже, я знаю, где поставить смайлик! Какая катастрофа, а? К тому же, я понимаю и даже использую иронию! По некоторым данным, я ничего не знаю об аутизме. Конечно, у меня «лишь» 18-летний опыт на собственной шкуре! Но согласно ряду комментариев, я не могу ничего знать о РАС, т.к. я не аутист. И все только потому, что я способна выжить в джунглях, которые вы называете обычным миром.

Анна, 23 года

Как видят мир аутисты:

Мифы и факты

Ввиду недостаточной осведомленности о природе расстройства, об нем ходит много мифов. Рассмотрим и опровергнем некоторых из них.

Миф: дети с аутизмом не идут на контакт

Большинство аутистов имеют физический контакт с родителями, выражают свои позитивные чувства (садятся на колени, обнимают). Они чувствуют тревогу разлуки, могут чрезмерно привязываться к одному из родителей.

Миф: аутисты не интересуются дружбой

Аутисты хотят дружить, но они не знают, как построить дружбу, как ее сохранить. Часто контакт навязывается неподходящими способами. Иные интересы, средства коммуникации исключают их из команды сверстников. В попытках привлечь внимание, они ведут себя социально неадекватно, или их социальная наивность под картиной дружбы оскорбляет сверстников.

Миф: аутисты не навязывают зрительный контакт

У многих аутистов имеется зрительный контакт. Для диагностики важно качество зрительного контакта. Многие подростки или взрослые, страдающие аутизмом, говорят, что научились использовать зрительный контакт, но он неестественный для них.

Миф: аутизм – очень редкое расстройство

Частота РАС в популяции оценивается в 1%. Эта высокая цифра ясно показывает, что аутизм – это актуальная медицинская и социальная проблема, требующая решения.

Миф: все аутисты – гении

РАС связаны с умственными отклонениями примерно в 50% случаев. Гениальные способности у аутистов могут возникать, но редко.

Интересная информация

Недавно в лечении аутизма были сделаны новые шаги. Ученые исследуют положительное влияние декомпрессионных камер на состояние аутистов. У детей, закрытых на 40 часов в декомпрессионных камерах, ученые обнаружили улучшения в восприятии, зрительном контакте, общении с окружающими людьми. Но пока неизвестно, не имеет ли место лишь временный эффект.

Известные люди с аутизмом:

Аутизм не лечится. Это пожизненное неврологическое расстройство. Последствия аутизма (проблемное поведение, причинение себе вреда и т.д.) можно смягчить путем правильного отношения, специального образования. Существует специальная педагогическая помощь с использованием методологии когнитивно-поведенческой терапии (сочетание когнитивной и поведенческой психотерапии).

Люди с аутизмом могут хорошо функционировать в современном мире. Иногда они становятся ценными работниками благодаря способности погрузиться в интересующую их тему, становясь экспертами в этой области. Наиболее важный правильный подход, терпение, уважение, понимание со стороны внешнего мира.

Читайте ещё
Комментарии