Семантическая афазия: слово есть, а смысла нет


Информация носит справочный характер. Не занимайтесь самодиагностикой и самолечением. Обращайтесь ко врачу.

семантическая афазияАфазия является системным заболеванием, связанным с нарушением речи. Возникает патология при органическом травмировании головного мозга.

Существуют разные формы афазии, одной из которых является семантическая. Для этой формы заболевания характерно частичное нарушение речевых способностей и вербального аппарата. Однако, отклонение может иметь и сложную форму, когда происходит изменение личности и реакции человека на болезнь.

Особенности нарушения

Семантическая афазия развивается при повреждении трех областей коры головного мозга: височной, теменной и затылочной зоны.

Характеризуется заболевание несколькими особенностями:

  • распад семантической и смысловой структуры речи;
  • объединение далеких и близких словарных связей.

Так же у больного наблюдается выраженная конструктивно-пространственная апраксия и нарушение движения пальцев. Для таких больных характерно понимание простых фраз, которые содержат не более одиннадцати элементов.

Человек с семантической афазией способен легко выполнять простые действия, однако если перед ним ставится более сложная задача, то это может вызвать значительное затруднение. Логическое мышление нарушено и не способно к решению логико-грамматических сочетаний слов.

Любые усложнения простых предложений, имеющие причинно-следственные связи, обороты, пространственные отношения и т. д., являются для них непонятными. Трудно больным понять и метафорический смысл поговорок и пословиц.

Семантическая афазия поддается лечению, но зависит это от причин патологии. В сложных случаях можно лишь улучшить состояние больного.

Зоны поражения в мозгу

Провоцирующие факторы

В большинстве случаев причиной заболевания становится повреждение сосудов головного мозга. Часто подобные нарушения спровоцированы геморрагическими или ишемическими инсультами. В результате инсульта может наблюдаться и смешанная афазия.

К причинам, вызывающим, болезнь так же относят следующие патологии головного мозга:

  • опухоли;
  • травмы;
  • хирургическое вмешательство;
  • воспалительные процессы.

Причиной может стать болезнь Альцгеймера или Пика, которые приводят к прогрессирующему нарушению функциональности центральной нервной системы.

Определяя причину, специалисты рассматривают и возможные провоцирующие факторы:

  • возраст старше 50 лет;
  • гипертонические заболевания;
  • атеросклероз церебрального типа;
  • предшествующие черепно-мозговые травмы;
  • ревматические сердечные пороки;
  • сопутствующие заболевания центральной нервной системы.

Определить причины можно в результате тщательной диагностики, а также оценки общей клинической картины.

Локализация поражения в головном мозгу

Особенности клинической картины

Афазия, вне зависимости от ее формы, характеризуется нарушением речевых навыков человека. Даже незначительные дефекты вызывают дальнейший распад системы речи.

Поскольку семантическая форма заболевания вызвана поражением затылочно-теменной зоны, которая является доминирующей в развитии речи, то начинается дегенеративный процесс общих речевых навыков. Однако у больного не происходит изменений относительно слуховых функций, речевой памяти и произнесения слов.

Симптоматика болезни выражается рядом признаков. Отмечаются нарушения:

  • при описании предмета или его названия (например, вместо «ложка» произносят: «то, чем едят»);
  • непонимание грамматической и смысловой связи между словами;
  • восприятие только простых указаний (например, «поставь чашку на стол»);поражение мозга
  • имеются сложности с логическим мышлением;
  • восприятие любых слов и фраз только в прямом смысле;
  • речь упрощена (редкое употребление оборотов, прилагательных, наречий и т. д);
  • невосприимчивость сложных предложений;
  • нарушение ориентации;
  • неспособность решения математических задач;
  • неконтролируемое движение пальцев.

Выраженность заболевания может иметь разную степень. При легкой степени развития афазии может отмечаться только несколько симптомов, которые при этом слабо выражены. Если имеются более серьезные проблемы, то постепенно состояние начинает усугубляться.

Разновидности и связь с другими видами нарушения

Афазия подразделяется на несколько форм, которые классифицируются по анатомическим, психологическим и лингвистическим особенностям проявления. Чаще всего специалисты пользуются классификацией, определенной Лурием. В основе его определений находится симптоматика патологии и область поражения мозга.

Согласно его классификация семантическая афазия бывает:

  • акустико-мнестическая;
  • динамическая;
  • акустико-гностическая;
  • амнестико-семантическая;
  • моторная.

В зависимости от пораженной зоны головы может прогрессировать смешанная форма болезни. В большинстве случаев диагностируется совместное воздействие афферентно-моторной и семантической афазии, которые развиваются при повреждении сосудов в нижнетеменном отделе коры мозга. Диагностика и лечение в таком случае затрудняются обширной симптоматикой.

Что является отличительной чертой амнестико семантической афази

Диагностика и дифференциация

Диагностировать заболевание бывает сложно, поскольку в некоторых случаях клиническая картина схожа с симптомами других болезней. Для того чтобы точно установить диагноз применяется дифференциальная диагностика совместно с другими методами медицинского обследования.

Помимо сдачи лабораторных анализов диагностика включает прохождение аппаратных исследований:

Также обследование больного проводит врач логопед и нейропсихолог. Осуществляется оценка устной (письменной) речи, слуховой памяти, зрительного гнозиса и других возможных отклонений, которые могут появиться у пациента.

На основе полученной клинической картины проводится дифференциальная диагностика, позволяющая отличить афазию от других заболеваний.

Схожую симптоматику семантическая афазия имеет со следующими патологиями:

  • алалия (развивается при еще не сформировавшейся речи);
  • дислалия (характеризуется нарушением исключительно звуковым произношением);
  • дизартрия (проявляется нарушением функциональности артикуляционного аппарата);
  • умственная отсталость (снижение интеллектуальных способностей, первичный признак).

Правильно проведенная диагностика является основным залогом успешного лечения. Самостоятельно определить диагноз невозможно. Также следует учитывать, что установлением диагноза должен заниматься не один врач, а несколько специалистов, имеющих опыт в лечение нарушений работы головного мозга.

Терапия и восстановление

ПирацетамЛечение семантической афазии преимущественно проводит врач логопед. При необходимости устранения сопутствующих заболеваний может потребоваться помощь и других специалистов. Терапия занимает много времени и требует значительного терпения.

Только в исключительных случаях происходит внезапное восстановление речи.

Лечение может осуществляться несколькими методами или их совместным воздействием:

  1. Логопедическая терапия. Проводится для восстановления речевых навыков, способностей к чтению и письму.
  2. Медикаментозная терапия. Заключается в приеме препаратов нормализующих естественные процессы в головном мозге (Винпоцитин, Пирацетам, Мексидол и т. д).
  3. Физиотерапия. Проводится электростимуляция разными способами, что способствует полному или частичному восстановлению функциональности пораженных зон головного мозга.

Основная терапия рассчитана на действия логопеда, который постепенно с помощью различных методик восстанавливает речевые навыки больного.

Применяют методику дифференциации картинок с предметами и соотношение их с реальным образцом. Так же используется логопедическая техника дифференциации цифровых значений.

Делается акцент на решение задач по математике. Последним этапом является восстановление восприятия пространственного значения и остальных навыков. Общее воздействие на головной мозг позволяет закрепить полученные результаты.

Прогноз на лечение разный. Зависит восстановление речи от многих факторов. Терапия дает полный положительный результат в основном у людей в молодом возрасте. Для детей младше 5 лет и людей старше 50 риск сохранения речевых дефектов высок.

Читайте ещё
Комментарии