Брадилалия: выявление и коррекция нарушения


Информация носит справочный характер. Не занимайтесь самодиагностикой и самолечением. Обращайтесь ко врачу.

брадилалияБрадилалия — это нарушение темпо ритмической стороны речи, связанное со стойкими трудностями при воспроизведении расчленённых звуков. Эта патология относится к категории расстройств темпо-ритмической стороны речи несудорожного характера. В тяжёлых случаях может возникать заикание.

При брадилалии замедляется темп внутренней и внешней речи, процесс чтения и письма. Также наблюдаются и некоторые изменения в голосе, он теряет выразительность, эмоциональную окраску, артикуляция нечёткая. У человека с таким нарушением речь замедлена, но при этом координированная.

Слабая и средняя степень нарушения практически не заметны как для самого ребёнка, так и для посторонних. При тяжёлой степени может возникать нарушение коммуникативной функции, и в таком случае расстройство считается патологическим.

брадилалия определение

О причинах нарушения всерьез

Причинами возникновения нарушения могут быть как неврологические, так и психологические факторы. Среди неврологических причин брадилалии можно выделить следующие:

  1. Наследственность.синдром паркинсона и речь
  2. Поражение ЦНС, интоксикация зародыша в утробе матери, перенесённые родовые травмы.
  3. Развитие брадилалии наряду с различными психическими дисфункциями или неврологическими патологиями, например олигофренией — умственной отсталостью. В таком случае признаки возникают наряду с ведущей патологией, которая сопровождается общей медлительностью и заторможенностью.
  4. Нарушение может сопутствовать болезни Паркинсона.
  5. Очень часто возникает вследствие опухоли головного мозга, травм головы, менингита, энцефалита и даже депрессии.

Психологическими факторами могут быть:

  • неправильное формирование произношения ребёнка в семье, а также подражание замедленному стилю выговора окружающих;
  • возникновение брадилалии как самостоятельного явления у лиц, имеющих флегматический и меланхолический тип темперамента.
Как показывают медицинские исследования, механизм развития связан с расстройством нейродинамики, т. е. доминированием процессов торможения над процессами возбуждения.

Характерные признаки

Брадилалия сопровождается вербальными и невербальными симптомами. Среди вербальных выделяют такие признаки:

  • замедленный темп внешней речи, внутреннего диалога, процесса чтения и письма;замедленный темп речи
  • при разговоре образуются длинные паузы не только между словами, но и между звуками, буквы, в частности, гласные, растягиваются, речь прерывистая;
  • голос становится монотонным, нечётким, в некоторых случаях отмечается произношение «в нос»;
  • интерпретация звуков и слогов сохраняется, произношение очень медленное, но правильное;
  • медлительность во время чтения и письма.

Невербальные признаки:

  • нарушения моторики и мимических проявлений;
  • некоторая заторможенность, рассеянность, неполноценная координация движений;
  • замедление познавательных процессов психической деятельности — мышления, памяти, восприятия, внимания;
  • трудности в переключении с одной сферы деятельности на другую, иными словами — застревание, иногда неосознанное повторение движений;
  • ребёнок с такой патологией замкнут, старается разговаривать как можно меньше, испытывает устойчивый психологический дискомфорт из-за невозможности полноценного общения.

Профессиональный взгляд на диагностику

Диагностика будет представлять собой комплекс мероприятий и проводится целым рядом специалистов — неврологом, психологом, логопедом, психиатром.

Необходимы:

  1. Сбор анамнеза с целью изучения перенесённых болезней, травм и повреждений головного мозга, наличие брадилалии у родственников.
  2. Для определения органической природы заболевания проводятся процедуры МРТ, ЭЭГ, РЭГ, ПЭТ, люмбальная пункция.
  3. Устная речь диагностируется посредством исследования строения артикуляционного аппарата, состояния речевой моторики, эмоциональной окраски речи, звукопроизношения, тонуса мышц и силы мышечных сокращений, темпо-ритмики, индивидуальных особенностей голоса, навыков осуществления непроизвольных и произвольных движений.
  4. Для диагностики письменной речи выполняется ряд упражнений на переписывание текста, написание под диктовку, чтение вслух.

у логопеда на осмотреПомимо общего обследования речи проводится анализ общей и ручной моторики, мимических реакций, сенсорных функций, уровня интеллекта.

При постановке диагноза патологию дифференцируют от дизартрии и заикания.

Дизартрия возникает из-за поражения нервной системы, которое приводит к нарушению иннервации речевого аппарата.

Заикание — это расстройство ритма и плавности речи из-за мышечных судорог артикуляционного аппарата, которое сопровождается нарушением дыхания, изменением высоты и силы звука.

Коррекция нарушения

Цель терапии в данном случае заключается в выработке быстрых и правильных речевых реакций, развитии просодической стороны речи, т. е. единство взаимосвязанных компонентов, которые влияют на внятность и эмоциональную окраску.

При лечении брадилалии применяются:

  1. Специальные занятия для выработки быстроты речи, выразительности звучания речи, проводятся с ускорением речи, темп которой логопедический массажзадаёт логопед и поддерживает с помощью дирижирования и хлопков. В дальнейшем упражнения постепенно усложняются от проговаривания слогов, слов, предложений до чтения текста в ролях, декламирования стихотворений и скороговорок.
  2. Для нормализации общей и речевой моторики необходим логопедический массаж, подвижные игры, включающие в себя элементы спорта, занятия ручным трудом, музыкальная терапия, танцевальная терапия, пение. Темп речи эффективно ускоряется благодаря регулярным занятиям, курс которых может длиться от полу — года до года.
  3. Для нормализации деятельности нервной системы применяется медикаментозное лечение, например, назначаются препараты глютаминовой кислоты, витамины B, C. Также хороших результатов можно добиться с помощью физиотерапевтических процедур, мануальной терапии, водной терапии, лечебной физкультуры.
  4. Для стимуляции речевой активности проводится работа с психотерапевтом, аутогенные тренировки.
  5. С целью придания эмоциональности речи проводятся развивающие игры с отгадыванием загадок, описанием рисунков в книжках, также очень полезно участие в театральных сценках. Очень хорошо, когда такие занятия имеют групповую форму.

Что нужно делать родителям ребёнка

Многие из речевых дефектов можно скорректировать в домашних условиях, но при этом необходимо знать, каким аспектам придавать наибольшее значение при общении с малышом:

  1. Специалисты говорят о том, что нужно быть предельно осторожными с детьми-флегматиками и, наоборот, с общение в семье это важногиперактивными детьми. Ни в коем случае нельзя пугать ребёнка злыми и страшными персонажами.
  2. Не прибегать к «маятниковому воспитанию», когда ребёнка наказывают за всё подряд или наоборот, всё разрешают и поощряют.
  3. Если выбирается няня для ребёнка, необходимо обращать внимание на речь этого человека. Она не должна быть очень быстрой, или наоборот, замедленной.
  4. Ребёнок очень во многом копирует взрослых, в том числе и в манере разговора. Поэтому, нельзя допускать «сюсюканья» или умышленного искажения ласковых слов. Речь родителей должна быть чёткой и разборчивой.

Прогноз и профилактика

Прогноз в данном случае будет напрямую зависеть от своевременности выявления речевого дефекта и скорейшего начала терапии. Очень важен тот факт, что даже после овладения навыками нормальной речи, необходим беспрерывный контроль за темпом речи со стороны родителей, а в старшем возрасте — самоконтроль, а также систематическое обследование у логопеда.

С целью профилактики нарушения необходимо придерживаться таких норм:

  • предупреждать перинатальные, натальные и постнатальные поражения ЦНС малыша;
  • не допускать травм головы и нейроинфекций;
  • проводить мероприятия с целью предотвращения возникновения астенического синдрома, т. е. придерживаться правильного режима дня и полноценного сбалансированного рациона питания;
  • внимательно следить за тем, как развивается речь ребёнка;
  • общаться в семье правильно;
  • не допускать того, чтобы у ребёнка возникал дефицит общения.
Читайте ещё
Комментарии