Задержка психического развития: причины, классификация, коррекционные занятия для детей с ЗПР


ребенок с ЗПРЗадержка психического развития (ЗПР) – запаздывание или приостановка психического развития у детей, связано с трудностями в интеллектуальной деятельности и заметным отставанием среди сверстников. На данный момент термин практически не используется. По Международной классификации болезней 10-го пересмотра есть другие термины, которые более точно описывают симптоматику. Классификация разновидностей данной задержки психики описана в МКБ-10, Класс 5, F80-89 (Расстройства психического развития).

По статистическим данным СССР в 70-е года 5 процентов всех детей из начальных классов имели диагноз ЗПР, но уже в 90-е общий показатель увеличился в 3 раза. Сейчас из-за отсутствия общего диагноза и появления специализированных школ статистика не ведется или не доступна на общей основе.

Единственное, что сейчас известно, за 20 лет, начиная с 90-х, ситуация изменилась в лучшую сторону. Судя по отрицательному соотношению Пирсона подтверждается количество умственно отсталых детей. Это связанно с увеличением специалистов данной сферы. Дефект у ребят дошкольного возраста компенсируется, поэтому к моменту поступления в школу они готовы к обучению.

Классификация ЗПР: виды, причины

Так как задержка психического развития общее понятие совокупности расстройств и нарушений психики, то в начале 21 века это понятие стали применять для общей характеристики данных заболеваний у детей без учёта этиологии, патогенеза. Существует 4 синдрома, которые ложатся в основу возникновения задержки психического развития:

  1. Синдром психического инфантилизма. Этот синдром практически невозможно определить на раннем этапе развития. Для этого синдрома характерно сохранение чрезмерной детскости, «равномерное» отставание эмоциональной сферы. Малыш с таким синдромом является неусидчивым, предпочитает игровую деятельность, а интеллектуальную не воспринимает вообще. Он не понимает основных школьных правил, не может быть дисциплинированным. Всё это приводит к дезадаптации школьника. У взрослых этот синдром выявляют при диагностике психических заболеваний. Патогенезом принято считать нехватку кислорода во время вынашивания плода, родовые травмы, генетический аспект.
  2. Церебрастенический синдром. Для этой группы расстройств характерна повышенная утомляемость, сонливость, отсутствие концентрации внимания, раздражительность, головные боли. Причинами такого синдрома могут быть инфекции во время беременности, роды с осложнениями, менингит, энцефалит, а также другие нейроинфекции, стресс, травмы мозга. Патогенезом является нехватка кислорода, сниженная скорость передачи импульсов нервной системы, изменения мозговой активности.
  3. Гипердинамический синдром проявляется в виде речевого нарушения, чрезмерной активности, отставания по школьным предметам.
  4. Психоорганический синдром характеризуется проблемами памяти, малой интеллектуальностью, синдромом хронической усталости, характерно чрезмерное проявление эмоций и чувств, неумение их скрывать. Это может быть связанно с поражением центральной нервной системы, нарушениями и заболеваниями головного мозга, токсикоманией.

Существует также большое количество причин для приостановки психического развития, которые могут провоцировать развитие всех основных синдромов. Самыми распространенными причинами ЗПР являются:

  1. Нехватка кислорода у матери при вынашивании беременности. Недостаток кислорода ведет к нарушению в работе Гипоксия у ребенкаголовного мозга и развитию ЗПР в дальнейшем.
  2. Ранние роды или роды с осложнениями.
  3. Повышенное внутричерепное давление, вследствие чего затормаживается активность лобных долей головного мозга, которые связаны с правильным формированием психики и логическим мышлением.
  4. Тератогенное воздействие этилового спирта на организм малыша. Развивается у детей, матери которых страдают хроническим алкоголизмом. Плод в утробе получает огромные дозы этилового спирта, что непосредственно влияет на его дальнейшее развитие.
  5. Ядерная желтуха. У новорожденных вследствие действия высокой концентрации билирубина появляется мышечный гипертонус, а также судорожный синдром, приступы апноэ (остановка дыхания).
  6. Соматические заболевания у новорождённых или детей в раннем возрасте. Также на задержку в развитии может повлиять рахит в раннем возрасте, грипп и различные нейроинфекции (локализация в центральной нервной системе).
  7. Отмечается наследственная передача заболевания в некоторых семьях.
  8. Социальные факторы. Главной причиной задержки психологи считают гиперопеку и нехватку коммуникаций со своими сверстниками.
  9. Возможными причинами можно выделить черепно-мозговую травму в младенчестве, долговременный наркоз, прививку и другое. Нельзя точно определить, повлияли ли эти факторы на появление ЗПР.

Типы нарушений психического развития по Певзнер и Власовой

На постсоветском пространстве применяется классификация ЗПР по Певзнер и Власовой. Выделяют две формы:

  1. Ничем не осложненный инфантилизм.
  2. «Вторичная» задержка, связанная с истощением психических функций.

Классификация В. В. Лебединского

На базе предыдущей классификации Лебединский В.В расширил её, создав более точную и подробную версию:

  1. Инфантилизм, не осложнен нарушением психики. Внешне и внутренне такие дети выглядят младше, чем есть. Характер конституциональный.
  2. Задержка психического развития вследствие тяжелого для организма состояния. Например, наркоз, хроническая усталость, сердечные заболевания. Характер соматогенный.
  3. Отставание в связи с неправильной структурой воспитания индивидуума. Развивается у сирот (беспризорность), если есть излишняя опека, или воспитание, порождающее неврозы (агрессия, ненависть внутри семьи, насилие и т.д.).
  4. Задержка, вызванная незначительными поражениями головного мозга. Церебральный – мозговой, органический – внутренний.

Классификация В. В. Лебединского

Симптомы ЗПР: особенности характера, эмоций, поведения

В зависимости от вида задержки психического развития на первый план могут выходить отклонения в сфере эмоций, поведения, интеллекта.

Ребенок не может контролировать эмоции и постоянно меняет настроение, чересчур возбужденный, слишком тревожный, наблюдается неготовность принимать взрослый мир. У таких ребят нет усидчивости, они слишком активны, нарушена дисциплина.

Нервный срывВ ином случае интеллектуальная сфера малоразвита. Такие дети более усидчивы, робки, спокойны, трусливы. У них нет успехов в школе, нет желания учиться, трудно поддаются обучению.

Речь детей с задержкой психического развития также может искажаться. Некоторые буквы и звуки они могут произносить неправильно, им трудно построить длинные предложения, словарный запас очень беден. Общение детей со сверстниками или взрослыми также затруднительно. Они часто молчат, боятся сказать что-либо, так как не знают, как им общаться. Малыши с задержкой психического развития очень любят тактильные контакты, восприимчивы к ласке и доброжелательны.

Симптомы ЗПР

Постановка диагноза

ЗПР можно выявить у детей в возрасте 5-6 лет. Чтобы подтвердить данное нарушение, следует обратиться к педиатру. Врач проведёт первичный осмотр, даст направление к более узким специалистам — к детскому психотерапевту и логопеду, психологу и дефектологу.

Для постановки диагноза проводят тесты, беседу, оценивают общее состояние ребенка.

Коррекционная работа

Для того, чтобы скорректировать дальнейшее формирование ребенка, нужно регулярно посещать назначенных специалистов, выполнять все рекомендации, создать благоприятную обстановку.

Часто применяется коррекционная работа в игровом режиме, терапия рисованием, устраняется дефект речи у логопеда и корректируется общение детей на групповых занятиях.

Для профилактики нужно тщательно следить за состоянием ребенка, выполнять развивающие задания. Также нужна регулярная консультация с психологом, чтобы отслеживать состояние ребенка на должном уровне.

Вопросы и ответы

Как определить, есть ли у ребенка нарушения в психической сфере?

Нужно внимательно следить за состоянием, регулярно беседовать с классным руководителем об успеваемости в школе, при малейших подозрениях нужны консультации психолога и логопеда.

Что может повлиять на развитие отклонения?

Могут влиять церебральные нарушения, различные соматические заболевания, нарушения нервной системы, социально-воспитательная среда.

Как проявляется данное нарушение?

Проявляется по-разному. В одном случае человек может быть слишком активен и агрессивен, в другом случае боязлив, не уверен в себе, трудно дается обучение в школе, малыш не любит интеллектуальную деятельность.

Как правильно воспитывать малыша?

Нужно быть чутким и внимательным к его состоянию, дать понять ему, что он – важный член общества и стараться поддерживать его во всем. Выполнять обычные задания будет не так просто, но это совсем не значит, что малыш по этой причине хуже остальных. Нужно иметь терпение по отношению к нему, не сердиться на его медлительность или неусидчивость.

Нет таких детей, которые сразу после рождения готовы сесть за парту и взять в руки учебник. Для этого и существует период, когда ребенок ходит в детский сад. В детском саду детей учат играть, выполнять зарядку, соблюдать режим, общаться со сверстниками.

Читайте ещё
Комментарии